ПОЧЕМУ ДВА ТЕАТРА НАЗЫВАЮТСЯ МОСКОВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ?

Отвечает Дарья Федосова, автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ ДВА ТЕАТРА НАЗЫВАЮТСЯ МОСКОВСКИМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Новый подход к актерскому и режиссерскому искусству поражал публику — одни расхваливали театр, другие яростно критиковали.
«Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций… и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», — писал Константин Станиславский, вспоминая создание Московского Художественного театра.

Его история началась в июне 1897 года. Тогда в московском ресторане «Славянский базар» встретились режиссер Константин Станиславский и драматург Владимир Немирович-Данченко. Восемнадцать часов без перерывов они обсуждали проект театра, который должен был представить совершенно новую для России сцену, новых актеров и в целом новую школу.

И уже через год, осенью 1898 года, в здании театра «Эрмитаж» труппа МХТ сыграла первый спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Главным принципом нового театра стала демократичность. Станиславский утверждал, что Москве, городу с миллионным населением, большей частью которого были рабочие и мещане, необходим доступный театр. Кроме того, и Станиславский, и Немирович-Данченко были сторонниками и теоретиками новой актерской школы. Они отвергали привычный пафос классических театров, настаивали на реалистичности игры. Станиславский разработал знаменитую систему погружения в образ, которую и в наши дни преподают в театральных вузах по всему миру.

Труппу МХТ ждал ошеломительный успех. Театр стал настолько популярен, что уже через два сезона его труппа дала сотый, юбилейный спектакль по пьесе Толстого. Новый подход к актерскому и режиссерскому искусству поражал публику. Одни расхваливали театр, другие — яростно критиковали. Прозаик Леонид Андреев писал:
«Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций… и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», — писал Константин Станиславский, вспоминая создание Московского Художественного театра.

Его история началась в июне 1897 года. Тогда в московском ресторане «Славянский базар» встретились режиссер Константин Станиславский и драматург Владимир Немирович-Данченко. Восемнадцать часов без перерывов они обсуждали проект театра, который должен был представить совершенно новую для России сцену, новых актеров и в целом новую школу.

И уже через год, осенью 1898 года, в здании театра «Эрмитаж» труппа МХТ сыграла первый спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Главным принципом нового театра стала демократичность. Станиславский утверждал, что Москве, городу с миллионным населением, большей частью которого были рабочие и мещане, необходим доступный театр. Кроме того, и Станиславский, и Немирович-Данченко были сторонниками и теоретиками новой актерской школы. Они отвергали привычный пафос классических театров, настаивали на реалистичности игры. Станиславский разработал знаменитую систему погружения в образ, которую и в наши дни преподают в театральных вузах по всему миру.

Труппу МХТ ждал ошеломительный успех. Театр стал настолько популярен, что уже через два сезона его труппа дала сотый, юбилейный спектакль по пьесе Толстого. Новый подход к актерскому и режиссерскому искусству поражал публику. Одни расхваливали театр, другие — яростно критиковали. Прозаик Леонид Андреев писал:
Но проходило время, все глубже и глубже входил театрик в жизнь и, как острый клин, колол ее надвое… И чем яростнее разгоралась брань, чем больший круг людей захватывала она, тем более и тем яснее Художественный театр претворялся в то, что он есть на самом деле — в символ… Смелый, добрый и яркий, он встал грозным memento mori сперва перед омертвевшей рутиной всех иных драматических театров, а затем перед рутиной, спячкой и застоем вообще.

Вскоре у МХТ появилось собственное здание в Камергерском переулке, построенное архитектором Федором Шехтелем. Репертуар труппы постоянно пополнялся новыми спектаклями, особенно успешными были постановки по пьесам Антона Чехова и Максима Горького.

С приходом советской власти театру присвоили имя Горького и звание академического. Тогда же при нем появилась школа-студия. Но МХАТ переживал множество кризисов и постепенно собирал все меньше и меньше зрителей. В 1970 году труппа МХАТа пригласила на пост художественного руководителя актера и режиссера Олега Ефремова.

Новое руководство кардинально изменило театр. Ефремов привел в театр множество талантливых режиссеров и артистов, ставил яркие спектакли, вызывающие интерес у публики. Однако постоянное разрастание труппы принесло новые проблемы: ставились проходные постановки, многие актеры сидели без работы годами. Коллектив фактически разделился на две группы, в которых состояли разные режиссеры и артисты. Поэтому в конце 1980-х годов Ефремов принял решение разделить театр.

Часть труппы, оставшаяся под началом Ефремова в здании театра в Камергерском переулке, переименовала театр в МХТ имени Чехова. Вторая же группа во главе с Татьяной Дорониной обосновалась в новом здании на Тверском бульваре и приняла название МХАТ имени Горького.
Материалы по теме