ПÁФОС

ПÁФОС
Пафосом называют эмоциональный тон или настроение произведения, а также чувства, которые автор пытается вызвать, описывая события или поступки героев. В риторике пафосом, или патетикой, обозначают прием обращения к эмоциям.
Само слово произошло от греческого πάθος, что переводится как «воодушевление, страсть, возбуждение, страдание». Термин «пафос» первым предложил использовать древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что цель любого оратора — вызвать у аудитории эмоции, а хорошая речь обязана быть «патетической». В то же время Аристотель осуждал чрезмерную эмоциональность произведений и выступлений и призывал «не идти на поводу у страсти».

О пафосе писали многие зарубежные и отечественные философы и литературоведы. В конце XVIII — первой половине XIX века, в эпоху романтизма, аристотелевские положения опровергли. Мыслители этого времени призывали изображать бурные чувства.
Искусство не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это — живая страсть, это пафос.
Современные исследователи выделяют несколько типов пафоса в литературе. Так, произведения с героическим пафосом восхваляют подвиги героев, как, например, стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино». Трагический пафос Белинский описывал так:
Трагическое заключается в столкновении естественного влечения сердца с идеею долга, в проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении.
Также существует сатирический пафос. К нему прибегали Михаил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» и английский писатель Джонатан Свифт в романе «Путешествия Гулливера». В подобных произведениях авторы смеются над своими героями и их поступками. Выделяют также драматический, романтический и сентиментальный пафос.
Материалы по теме