Василий Теркин
Спектакль

Василий Теркин

Государственный академический театр им. Моссовета

Год выхода:
1973
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
132 мин.
В ролях:
Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Юрий Кузьменков, Александр Леньков, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов
Режиссёры:
Борис Щедрин, Ирина Герасимова

 Поэму «Василий Теркин» Александр Трифонович Твардовский создавал с 1941 по 1945 годы. Он сам участник Великой Отечественной войны и все, о чем он пишет в поэме, конечно, не автобиография, но виденное, слышанное, пережитое… В замыслы поэта, как он пишет сам, не входило писать целую поэму, он хотел показать в своем стихотворении тяжкое бремя войны, как видит войну простой деревенский парень. «Некая летопись – не летопись, хроника – не хроника», – говорил поэт о своем творении. Но в поэме, действительно, отразилась вся правда о войне, какова она есть, «как бы ни была горька». По словам самого Твардовского, он надеялся, что поэму «можно было читать с любой раскрытой страницы». А еще поэт мечтал, что его произведение «будет у солдата храниться за голенищем, за пазухой, в шапке». Собственно, так оно и было. Этому есть документальные свидетельства. Александр Солженицын отмечал, что на фронте солдаты предпочитали эту поэму другим книгам. И не было в этом ничего удивительного, ведь в большинстве они тоже были выходцами из деревни, как и Василий Теркин. В письмах солдаты просили Твардовского продолжить жизнь своего героя. Так и случилось, в течение всей войны, на всех фронтах жил и воевал вместе со всеми Василий Теркин.

Все новые главы поэмы тут же печатались в газете (кто-то называет ее «боевой листок) Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой.

Другой великий писатель Иван Бунин писал, что произведение абсолютно лишено литературности, в нем «нет ни единого литературно пошлого слова». Возможно, еще и в том такой успех «Василия Теркина», его невероятная доступность и «живучесть»… В социальных сетях уже наши современники, студенты, школьники пишут, что им «интересно читать», «запоминаются легко целые строчки», «внятно, интересно написано про войну», «не помню, кто написал, а про что помню, хотя читал еще в школе» и так далее.

Художник Орест Верейский познакомилс с Александром Твардовсим еще во время войны, он работал в той же газете, где печаталась поэма, они подружились на долгие годы. Но образ Василия Теркина, который нарисовал художник, возник и был опубликован именно в те годы. Все знали, как он выглядит – «как все»… Без иллюстраций Ореста Георгиевича уже трудно себе представить поэму. Позже в восьмидесятые годы появились не менее интересные иллюстрации Ивана Бруни. Он был во время войны разведчиком и очень хорошо знал, «про что писал» Твардовский. Кстати, Иван Бруни – внук российского поэта Константина Бальмонта.

В 1972 году театр им. Моссовета обращается к этой поэме и выпускает спектакль «Василий Теркин». В спектакле заняты семь актеров – Евгений Стеблов, Александр Луньков, Юрий Кузьменков, Вячеслав Бутенко, Олег Щетинин, Владимир Демин, Леонид Евтифьев, цвет «нового поколения» театра, почти все ученики Юрия Александровича Завадского, одного из последних «могикан» русского-советского театра.

Он руководил театром с 1940 по 1977. Блистательный актер и режиссер, ученик К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, Юрий Завадский сформировал один из самых интересных творческих коллективов страны. На его сцене блистали прославленные, всенародно любимые актеры: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жженов, Геннадий Бортников, Михаил Козаков…

Но время идет, и пришло новое поколение – дерзких, молодых, талантливых.

Все актеры, которые были заняты в спектакле «Василий Теркин», рождены были или перед самой войной или во время нее. Они все – дети тех самых Теркиных, которые отстояли жизнь «своих ребят». И про это спектакль… Каждый из них смело может сказать: «Да, я – Теркин, из рода Теркиных», и не обманет ни на йоту.

 По некоторым данным именно в 1942 году были опубликованы первые главы поэмы, так что этот спектакль, возможно, возник к ее тридцатилетнему юбилею. И актерам, которые на сцене, тоже было или тридцать, или чуть за тридцать … Жанр такого «монтажного спектакля» не был совсем новым для европейской и советской сцены того времени. Режиссеры начали активно использовать миксы из текстов, видеоизображения, фонограммы, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителей. Иногда, как в данном случае, это получалось интересно.

Смотрите также

Клятвенные девы
Драма
2017
81 мин
Старший сын
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
Папа, мама, я и Сталин
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин