Показать
г. Москва, ул. Пречистенка, д. 12
Художественные

Государственный музей А. С. Пушкина

Телефон:
Показать

Государственный музей А. С. Пушкина сегодня – один из признанных культурных центров Москвы и России. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. Основной музейный комплекс располагается в замечательном архитектурном памятнике начала XIX века – городской дворянской усадьбе Хрущевых-Селезневых на ул. Пречистенка, 12/2.

В историческом особняке размещены постоянные экспозиции «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А. С. Пушкина – «Библиотека русской поэзии И. Н. Розанова», «Коллекция П. В. Губара», «Кабинет Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина», «Кабинет рисунков Нади Рушевой». Для масштабных культурных акций предназначен Атриум – покрытый стеклянным куполом усадебный двор, объединивший в единое пространство строения музейного комплекса в 1999 году, к 200-летию А. С. Пушкина.

В 2012 году Государственный музей А .С. Пушкина отметил свое 55-летие. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А. С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года. Возникший в составе Государственного Литературного музея и получивший наконец самостоятельность, московский музей А. С. Пушкина за удивительно короткий срок (3,5 года) подготовил к открытию свою первую экспозицию, открывшуюся ко дню рождения поэта, 6 июня 1961 года. В этой замечательной экспозиции была представлена новая пушкинская коллекция, собранная к тому времени сотрудниками музея. Она составила основу московской пушкинианы. Музей сразу же стал необыкновенно популярным. Посетителей притягивало многое – и возможность познакомиться с материалами о жизни и творчестве Пушкина в красивых и уютных залах, и радость общения с выдающимися деятелями культуры.

Создание музея – всегда дело рук энтузиастов, подвижников. И музей возник тоже благодаря удивительным людям, которых вдохновил гений Пушкина. Вот имена некоторых из них: Н. В. Баранская, Е. В. Муза, С. Т. Овчинникова, Н. С. Нечаева, Е. В. Павлова, Г. Д. Кропивницкая, Н. М. Волович, И. К. Эткин, М. И. Кострова, Ф. Е. Вишневский, А. С. Фрумкина, Л. И. Вуич, А. С. Тишечкина, Н. Г. Винокур, В. В. Гольдберг. И, конечно же, особо следует отметить имя человека, который стал во главе группы специалистов и энтузиастов и положил начало великой истории московского пушкинского дома. Это – Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор музея, посвятивший своему детищу всю жизнь, легендарный человек, интеллектуал, собиратель, автор многочисленных публикаций, книг, рассказывающих об истории музея.

С первых дней работы музей, который начинался практически без единого экспоната, стал получать многочисленные дары, связанные с именем Пушкина – портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В состав музейной коллекции за короткий срок вошли дары, ставшие сегодня национальными пушкинскими реликвиями. Среди них – миниатюрный портрет Пушкина-ребенка (дар артиста B. C. Якута), акварельный портрет П. Ф. Соколова «М. Н. Волконская с сыном» (дар В. Н. Звегинцова через И. С. Зильберштейна), шкатулка медикаментов, с которой доктор Н. Ф. Арендт приезжал к умирающему Пушкину (дар правнука врача А. А. Арендта). Со временем в музей стали приходить и уже сложившиеся частные собрания – например, такие бесценные коллекции, как библиотека русской поэзии, собранная И. Н. Розановым, коллекция книг и предметов прикладного искусства П. В. Губара, коллекция гравюр Я. Г. Зака.

Одним из главных направлений развития музея в 1970-1980-х годах стала работа по музеефикации пушкинских мест. В 1986 году открылся филиал ГМП – «Квартира А. С. Пушкина на Арбате». Сотрудниками музея была разработаны экспозиции в доме Вульфов в Бернове Тверской области, куда Пушкин не раз приезжал навестить своих друзей, и в имении князей Вяземских Остафьево Московской области, где бывали Пушкин, Карамзин, Жуковский, Гоголь. Возрожденное усилиями музея в самом начале 1990-х годов как филиал ГМП, теперь Остафьево превратилось в самостоятельный музей федерального значения.
В это же время в музее создается новый филиал, казалось бы мало связанный с пушкинской тематикой – квартира Андрея Белого на Арбате, 55. Важную роль в создании нового филиала сыграли два фактора: территориальная близость – соседство с пушкинским мемориалом на Арбате, и коллекции XX века ГМП. На примере творчества одного из самых ярких представителей поэзии и литературы Серебряного века Андрея Белого музей раскрывает тему продолжения пушкинской традиции.

В 1999-м, в юбилейный пушкинский год, музею был передан дом № 36 на Старой Басманной улице в районе Немецкой слободы, где прошли первые детские годы поэта. В этом доме жил «парнасский отец» поэта, его дядюшка Василий Львович Пушкин – знаменитый стихотворец начала XIX века. Сегодня домик В. Л. Пушкина, где неоднократно бывал и сам Александр Сергеевич, находится на реставрации. Планируется, что здесь, в филиале ГМП, разместится экспозиция, которая расскажет о творчестве и жизни В. Л. Пушкина и передаст образ Москвы пушкинского детства.

Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю. М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

Авторский коллектив архитекторов создал проект реконструкции и реставрации усадьбы, и в 1996 году «Моспромстрой» начал грандиозные реставрационные и строительные работы. За короткий период были капитально отреставрированы главный деревянный дом усадьбы и служебный флигель XVIII века, заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей (гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски). Усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьб
1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея, который стал первым московским событием в преддверии юбилея А. С. Пушкина, произошло второе рождение музея. В результате реконструкции музей, расположенный в старинной дворянской усадьбе, превратился в многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Кроме экспозиций для посетителей открылись выставочные, концертный и конференц-залы, библиотека и читальный зал, детские игровые комнаты. Среди отреставрированных усадебных построек были и белокаменные палаты XVII века, выходящие на Чертольский переулок, и садовый павильон, где ныне открыт ресторан «Онегин». За небольшой период времени в обновленном музее была проведена огромная работа. Создана система новых постоянных экспозиций: «Пушкин и его эпоха» (парадная анфилада главного усадебного дома), интерпретирующая биографию и творческий путь поэта в контексте культуры, литературы, истории, искусства пушкинской эпохи; «История усадьбы Хрущевых-Селезневых. История ГМП» (цокольный этаж); экспозиция детских игровых комнат «Сказки Пушкина» (флигель в усадебном дворе), рассчитанных на работу с детьми. Художественное решение новых постоянных экспозиций на Пречистенке и Арбате принадлежало авторскому коллективу во главе с легендарным в музейном сообществе художником Евгением Абрамовичем Розенблюмом. Торжественное открытие после реставрации «Мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате» с постоянной экспозицией, рассказывающей в жизни Пушкина в Москве, состоялось 18 февраля 1999 года.

200-летие Пушкина стало торжеством не только русской, но и европейской культуры. Государственный музей А. С. Пушкина осуществил ряд значительных выставочных проектов. Выставка «Пушкин в гостях у Бальзака», развернутая в 1997 году в Париже, продолжилась в 1998 году экспозицией «Бальзак. Денди и творец» в выставочных залах музея; выставка «Пушкин. Мицкевич. Два взгляда», экспонируемая в 1998 году в Варшаве, стала доступной для москвичей в мае того же года; «Пушкин и Гете»; «Пушкин и Гейне»; «Пушкин и Греция»; «Пушкин и восточная культура». В рамках юбилея были реализованы масштабные и значимые научно-просветительские, издательские, концертные программы.

В ходе подготовки к юбилею А. С. Пушкина была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.

А в октябре 2007 года московский пушкинский музей отметил свое 50-летие. К этой дате были подготовлены весьма интересные и крупные выставочные проекты («Дары и дарители», «Русский поединок» и др.) и два очень важных юбилейных издания: альбом-каталог «Дары и дарители» и альбом-хроника «Московский Дом Пушкина. 1957-2007». На торжественном собрании, проходившем 5 октября, музей получил немало ценнейших подарков от частных лиц, министерств, ведомств, крупных корпораций, от других музеев. В 2008 году, как зримый итог собирательской деятельности последних лет, на Пречистенке с успехом прошла выставка новых поступлений в музейную коллекцию «Понемногу сокровища растут», один из залов которой заполнили юбилейные дары.