В основе этого спектакля — три пьесы молодых российских драматургов: «Кот стыда» Таи Сапуриной, «Март» Ирины Васьковской, «Ба» Юлии Тупикиной. Режиссер Марина Брусникина давно зарекомендовала себя как знаток и оригинальный интерпретатор современной прозы. Ее спектакли не назовешь ни чтениями, ни обычным драматическим представлением. Это какой-то третий сценический жанр, позволяющий оценить литературный стиль автора в полной мере. В работе над этим спектаклем Брусникина также имела дело с современной литературой — но не с прозой, а с драматургией, с так называемой новой драмой. Примечательно, что авторы всех трех пьес — девушки. Феминизация некогда «мужских» творческих профессий налицо. Сапурина и Васьковская — ученицы Николая Коляды, участницы фестиваля современной драматургии «Любимовка», а Тупикина — профессиональный киносценарист.

Все три пьесы посвящены сложной, болезненной и остроактуальной теме внутрисемейных отношений. В название вынесено «имя» одной пьесы — «Кот стыда». Думается, потому, что кот — он как домовой, бдит насчет сохранности очага, создает уют одним своим молчаливым присутствием. Очаг, уют — это то, в чем отчаянно нуждаются люди, особенно современные городские жители. Причем наличие бытового комфорта вовсе не гарантирует хорошей атмосферы в доме. Героиня пьесы «Кот стыда» — юная девушка — периодически сбегает из дома, где мать занята любовником, а бабушка озабочена лишь тем, чтобы внучка была накормлена досыта. В пьесе «Март» из дома сбегает жена. Муж ее любит, но уж больно он скучен, инертен, однообразен… Героиня пьесы «Ба» приезжает из глубинки в большой город, устраивается здесь в соответствии с тем сценарием «красивой жизни», который виделся ей из сибирского далёка. Теперь у нее есть работа, квартира, купленная в кредит, спутник жизни, а счастья нет… И тогда приезжает сибирская бабушка, которая знает, как правильно. Кстати, во всех трех пьесах присутствует властная пожилая женщина — бабушка, или мать — которая считает себя главой и единственной опорой семьи. «Диалоги и коллизии всех трех пьес, где царят женская власть и мужское бессилие, где счастье так возможно и вместе с тем совершенно недостижимо, потому что артикулируется героями убого и нелепо, впрямую отсылают к текстам Людмилы Петрушевской и Николая Коляды», — писала критик Наталья Каминская.

Во всю ширину сцены художник Николай Симонов растянул длинный-длинный красный диван, с которого «сползает» на пол рисованный кот. Актеры сидят на этом бесконечном диване и как бы рассказывают свои роли в зал, подчеркивая тем самым неспособность своих героев общаться друг с другом. Каждому исполнителю в этом спектакле достается по несколько ролей. Нелли Уварова, например, играет в одной части отчаявшуюся женщину, жену скучного мужа, а в другой — сексуально озабоченную, аффектированную дамочку. Дарья Семенова сначала предстает совсем юной девушкой, почти тинейджером, а потом — жуткой теткой, мамашей героини пьесы «Март». Тональность частей этого спектакля-альманаха разнится, но они, безусловно, объединены авторской озабоченностью: все смешалось в доме. В современном доме. И с этим надо что-то делать.

Режиссер: Марина Брусникина
В ролях: Тарас Епифанцев, Максим Керин, Анна Ковалева, Дмитрий Кривощапов, Виктор Панченко, Людмила Пивоварова, Мария Рыщенкова, Дарья Семенова, Янина Соколовская, Нелли Уварова, Михаил Шкловский

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна