16+

Дядюшкин сон

Драма
2011
100 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Эта повесть Достоевского чрезвычайно востребована театром. Сценические версии «Дядюшкиного сна» в разные годы шли и сейчас идут на разных площадках. Но случай пермского «Дядюшкиного сна» несколько особый. У спектакля коллективный автор: Борис Мильграм, Филипп Григорьян и Эдуард Бояков придумали странный, сюрреалистический мир и воплотили его в своем спектакле-фантазии на сцене «Театра-театра». Оригинальную инсценировку классического текста сделал Бояков, которого мы знаем в основном как театрального продюсера (в недавнем прошлом — руководителя пермского театра-лаборатории «Сцена-Молот»). Молодой режиссер Филипп Григорьян тут выступил как художник, вернее, придумал, как будет выглядеть и по каким внешним законам жить удивительный мирок города Мордасова. А худрук «Театра-театра» Борис Мильграм работал с актерами, переплавлял идеи-эскизы в спектакль.

«В этом произведении Достоевского есть два пространства — пространство людей и пространство сновидений. Пространство сновидений — это среда, в которой все происходит, среда, в которой поселены какие-то персонажи и даже сам дядюшка».
Борис Мильграм, режиссер спектакля

Критики единодушны в признании: «Дядюшкин сон» в «Театре-театре» — прежде всего удивительное зрелище. Действие разворачивается в ангаре с бетонными сводами, кругом трубы, какие-то вентили, а пол покрыт песком. Постиндустриальный пейзаж, который трудно связать в сознании с реалиями провинциального городка из русской литературы XIX века…

«Внешний вид персонажей вобрал в себя опыт 150 лет и соединил эпоху Достоевского с современностью. Столь же актуально и слово, сказанное еще в середине XIX века. Чтобы прозаический текст (а «Дядюшкин сон» — это повесть) выгодно прозвучал со сцены, в дело вступает драматург. Инсценировку писали Борис Мильграм и Эдуард Бояков. Классический текст полностью сохранен, но спектакль стал полем для экспериментов» .
Алла Гурина, корреспондент ГТРК «Пермь»

Первую даму Мордасова сыграла Анна Сырчикова, а ее дочь — Ирина Максимкина. Здесь каждый из актеров (в Пермском театре интересная, сильная труппа) существует в своем стиле. Отстраненно и холодно чеканит слова Зина (Ирина Максимкина), кривляется и ломается Мерзляков (Михаил Орлов), темпераментно, изобретательно (и с психологическим обоснованием) ведет роль провинциального Наполеона в юбке Анна Сырчикова. А князя играет на пермской сцене Михаил Чуднов — человек отнюдь не пожилой, один из основных актеров театра (Эгль в мюзикле «Алые паруса», Стива Облонский в «Анне Карениной»).

В спектакле Мильграма — Григорьяна — Боякова есть персонаж, которого условно можно считать ведущим, распорядителем: это Мозгляков (Михаил Орлов). Он дает всему действу старт (включает на сцене свет и вешает табличку «Мордасов») и он же его завершает (переворачивает табличку, и мы видим перечеркнутое название города: так по дорожным указателям мы понимаем, что выехали из пункта А). Он же больше других читает в течение спектакля текст от автора. Именно Мозгляков доставил в дом Москалевой богатого дядюшку-князя. Кажется, временами и сон этот тоже не столько дядюшкин, сколько его.

«В этом пустынном, безжизненном, почти безвоздушном пространстве начинается загадочная пантомима: девочка, похожая на советскую школьницу на уроке физкультуры, прыгает по бесконечному кругу, какие-то фантасмагорически одетые дамы бродят на каблуках по скрипучему песку, семенит сгорбленная старушка, замотанная в платок. В конце концов понимаешь, что бессловесное действо изображает предысторию событий: любовь дочери Москалевой Зины и молодого учителя Васи».
Евгения Тропп, автор «Петербургского театрального журнала»

Психоделика, к которой прибегают авторы спектакля-сна, не всем покажется уместной формой воплощения повести Достоевского, и отзывы критиков уже обозначили наличие дискуссии по поводу нестандартного спектакля. «Речь не о том, что персонажи разные, это понятно, способы их воплощения — разные, как из разных спектаклей, — размышляет Евгения Тропп. — Неожиданно ближе к финалу режиссер круто меняет жанр, возникает настоящая драма, начинается совсем отдельный спектакль». Еще более категорична в своей оценке пермский журналист Анна Вотинцева: «Полный отказ от писательского замысла в подаче литературного произведения привел к утере авторского взгляда на человека и мир». Кого-то спектакль поразил, кого-то удивил, а кого-то и спровоцировал на спор — не каждая премьера вызывает такую живую и бурную реакцию. «Дядюшкин сон» был поставлен в Перми в 2010 году, когда этот уральский город был охвачен веяниями «культурной революции», и «Театр-театр» стал тогда одной из основных площадок уникального пермского эксперимента. В любом случае стоит оценить безумство храбрых, решившихся поделиться своим радикальным видением хрестоматийного произведения.

Режиссеры: Борис Мильграм, Филипп Григорьян, Эдуард Бояков
В ролях: Анна Сырчикова, Ирина Максимкина, Михаил Орлов, Михаил Чуднов, Иван Горбунов, Светлана Чуднова, Татьяна Синева, Сергей Семериков, Юлия Захаркина, Алексей Лукашов и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна