Пушкин
Телеспектакль

Пушкин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Год выхода:
1957
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
40 мин.
В ролях:
Владимир Андреев, Эдда Урусова, Семен Гушанский, Серафим Корчагин, Николай Шишов, Александр Васильев, Софья Павлова, Электрина Корнеева, Всеволод Якут
Режиссёр:
Виктор Комиссаржевский

Спектакль «Пушкин» по одноименной пьесе А. Глобы был поставлен в московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой 1957 году. Когда Всеволод Якут сыграл своего Пушкина к 150-летию Поэта, артисту было 37 лет - столько же, сколько и его герою. Он был признан, обласкан государственными наградами и званиями. Но спустя год на голову артиста обрушился ряд уничтожающих статей в центральной печати. Началась усиленная борьба с интеллигенцией. Зрители снова смогли увидеть Всеволода Якута в роли Пушкина на сцене лишь после смерти Сталина. Эту роль Всеволод Семенович сыграл 840 раз.

Из статьи Арсения Замостьянова «Играем Пушкина...» в издании «Православие и мир» (2013 г.):

«Война миновала – и Пушкин поселился на театральной сцене. Главным послевоенным Пушкиным был и остается даже после смерти актер московского Театра имени Ермоловой Всеволод Якут. Несколько поколений московских школьников в качестве иллюстрации к урокам литературы получили курчавого поэта из Театра Ермоловой.

Пьеса Андрея Глобы, названная без затей – «Пушкин», шла в театре на улице Горького долго и с шумным успехом. Андрей Глоба (1888–1964) дерзнул написать о Пушкине трагедию в стихах! Сегодня об этом поэте и драматурге вспоминают нечасто, был он средним стихотворцем, воспитанным на традициях Серебряного века, увлекался восточной поэзией, хорошо воссоздавал ее колорит на русском языке. Знал тайны театрального искусства.

Премьера состоялась 5 декабря 1949 года – к 150-летнему юбилею поэта. Пьеса шла во многих городах Советского Союза: Пушкин в те годы стал символом массового Просвещения, им увлекались, и аншлаги на трагедии Глобы никого не удивляли.

<...> Главную роль Всеволод Якут сыграл действительно отменно. В этом можно убедиться: и на радио, и на телевидении сохранились записи, отрывки. Получился Пушкин мужественный, страстный, ранимый. В год премьеры Якуту было 37 лет, как и Пушкину в последний год жизни, о котором и повествовал спектакль. Прошло пятнадцать лет, актер постарел, но по-прежнему играл Пушкина. И Пушкин Ермоловского театра стал более мудрым, грустным, пожилым, чем мы привыкли его представлять.

Возможно, в этом не было исторической фальши: в ХIХ веке поздняя моложавость была не в ходу, и Пушкин в последние годы жизни не чувствовал себя молодым человеком. Якут работал над ролью тщательно: не для проформы ходил в музей на Мойке, сам рисовал эскизы, раздумывал над гримом. Портретного сходства достичь удалось, Пушкин в исполнении Якута напоминал свою классическую иконографию.

Маститый актер вспоминал: «Мне кажется, что все роли, все спектакли, сыгранные мною ранее, были как бы подготовкой к этому образу, а вся моя последующая работа в течение многих лет находилась под мощным его влиянием. В работе над этим образом многое из того, что я знал, открылось мне заново.

…Работа над «Пушкиным» продолжалась в течение целого года. Наконец наступил день премьеры. Я ужасно волновался, ничего не понимал, не чувствовал, кроме ужаса, все забыл. Собирал всю свою волю, чтобы освободиться от этого состояния, и не мог. Все с волнением ждали, когда я буду готов начать спектакль, а я цепенел от одной мысли, что надо выйти на сцену. И вдруг я ощутил какое-то странное в этой ситуации, абсолютное спокойствие, я подумал: «А чего я, собственно говоря, боюсь? Ведь я же Пушкин! Нет, я не должен прятаться, таиться?» «Давайте занавес!» – сказал я. Занавес дали, и я вышел на сцену».

840 раз выходил Якут на сцену в образе Пушкина! Говорил с публикой стихами Пушкина, время от времени переходя на Глобу. Роль стала звездным часом артиста. Для некоторых зрителей до наших дней Якут в роли Пушкина остается одним из сильнейших художественных впечатлений – наряду с «Сикстинской Мадонной» и «Божественной комедией». Это субъективные игры вкуса, но в подтексте – пушкинианство, преклонение перед Пушкиным, ожидание сокровенных встреч с поэтом, жажда сопереживания с ним. Якут ожиданий не обманул».

Из книги Н. Калитина «Неиспользованные возможности»:

«То, что удалось сделать в этом спектакле В. Якуту, – это уже очень много. И когда закрывается занавес и, покрывая аплодисменты, в зале звенят молодые голоса: «Спасибо, Якут! Спасибо!», в этом простом и искреннем выражении чувств зрителя – признание того лучшего и ценного, что оправдывает этот спектакль при всей его несовершенности, – большой творческой победы талантливого актера, впервые на нашей сцене воплотившего образ великого русского поэта».

В подборках

Театральная пушкиниана
«Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир». (Ю. Лотман)

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин