г. Москва, пер. Вадковский, д. 3
Каталог театров

Театр «Бродячий Вертеп»

Вертеп – это старинная разновидность театра кукол, которая появилась в России примерно в XVII веке. От обычного кукольного театра вертепные представления отличаются тем, что разыгрываются в большом специальном ящике (собственно, он вертепом и называется).

Классический вертеп представляет собой переносной двухэтажный деревянный ящик высотой около двух метров и шириной около метра. В полу обоих этажей сделаны прорези, по которым актер водит деревянных кукол. В верхнем ярусе разыгрывается сюжет, связанный с рождением младенца Иисуса Христа. В нижнем – сюжетная линия, связанная с Иродом и избиением младенцев и Рахилью. В том же нижнем этаже могут разыгрываться и вставные комические интермедии, не связанные с рождественским сюжетом напрямую.

Именно в этих традициях старинных бродячих артистов и работает театр «Бродячий вертеп», возглавляемый и управляемый Александром Грефом. Его театр ездит по разным городам и квартирам, играет на сценах и на улице, для детей и для взрослых. А простые старинные куклы, двигающиеся при мерцающих огоньках свечей в сопровождении живой музыки, исполняемой на редких музыкальных инструментах, погружают зрителей в мир древней мистерии, что в святочные дни разыгрывали, кажется, все восточные славяне.

Существует этот необычный маленький театр с 1989 года. Причем изначально это была «всего лишь» детская студия, где каждый ребенок мог сделать, слепить, сшить себе куклу и вволю с ней наиграться. О том, как в голову пришла идея вертепного театра, вспоминает его создатель Александр Греф:

— Лет 25 назад я в пионерском лагере работал с маленькими детьми, керамикой с ними занимался, делал игрушки, они в эти игрушки играли. Я подумал, что нужно придумать такую театральную форму, которая помогала бы играть во все эти игрушки. Я ее стал искать и совершенно случайно на выставке увидел такой домик странный. А в нем куколка, и было написано, что это вертеп. Я тогда и не знал, что это такое. Стал ходить в музеи, искать людей, которые что-то знают об этом, в библиотеке сидел, смотрел — и нашел эту форму. Выяснилось, что это не просто театральная форма, а небольшой раздел народной культуры.

Чем дальше, тем больше «профессионализировался» театр. Несмотря на свое название, вертепный жанр — не единственный из здесь представленных.


Пожалуй, даже большую славу «Бродячему вертепу» принесли не рождественские мистерии («Вертепное действо»), а действо прямо-таки противоположное — приключения озорного, веселого, а местами и злобного Петрушки («Петрушка на ярмарке»). Он шутит, смеется, ругается и дерется, но никогда не унывает, даря позитивный заряд всем свидетелям своих «подвигов».

Когда спектакли играются в родном доме театра — в Центре детского творчества «На Вадковском», то любое представление сопровождается чаепитием и увлекательной экскурсией. Ведь здесь есть, что посмотреть — очень любопытный интерактивный музей музыкальных инструментов, где можно увидеть колесную лиру, новгородские гусли или однострунную сербскую гуслу; услышать, как звучат разнообразные флейты из Перу, Индонезии, Цейлона или редчайший керамический барабан из Египта. Причем не только увидеть, но и самим почувствовать себя музыкантами. Конечно, старинный инструмент так вот сразу мало кому доверят, а возможность во время спектакля потрещать на трещотках и посвистеть на свистульках — с радостью предоставят. Помимо музыкальных инструментов, в этом интерактивном музее можно еще и познакомиться с историей театральных кукол — увидеть воочию, кто развлекал несколько веков назад наших далеких предков. Ну, и конечно, какой же интерактив без настоящей работы? Познакомившись с технологиями народных ремесел, которыми со зрителями делятся создатели театра (например, увидев процесс создания самых простейших и древнейших инструментов — глиняной свистульки или берестяного рожка), можно и самому испытать на себе всю прелесть пребывания творцом и создать собственную, уникальную и неповторимую куклу.

А уж если в «Бродячем вертепе» вы очутитесь в дни рождественских праздников, то помимо традиционной мистерии, настраивающей на возвышенный лад, вы получите чудесную разрядку, распевая только что разученные колядки и заклички, и водя за собой «Козу» — эту важнейшую «персону» святочной традиции.

Кто же дарит детям и взрослым такой театральный праздник? Прежде всего, сам Александр Греф, которому куда ближе химии, с которой он поначалу связал свою судьбу, оказалось стремление к фантазии, эксперименту и «театру своими руками». Затем, это главная актриса театра и его «вечный Петрушка» Елена Слонимская, что поет на одиннадцати языках и играет на полусотне музыкальных инструментов. И, наконец, Лариса Соколова — многолетний куратор еще одной важной программы «Бродячего вертепа» — программы «Доктор-Кукла».

Нельзя не сказать и о том, что театр «Бродячий вертеп» неоднократно принимал участие и становился лауреатом разнообразных творческих фестивалей, таких как Международный фестиваль театра кукол имени С. В. Образцова, «Рождественские семейные вечера». Участвовал в следующих фестивалях: «Рождественская соната», «У Петрушки» (г. Москва, 1992 год), «Корчак сегодня» (г. Варшава, 1994 год), «Рождественская мистерия» (г. Луцк, 1996 год, 2006, Коломна, 2000 год, Владимир, 2001 год), «КукАрт» (г. Санкт-Петербург, 2003 год) и «Русский балаган» (г. Москва, 2004 год). Кроме того, театр выдвинул инициативу создания «Гильдии вертепщиков» (2004 год) и ежегодно проводит свой собственный небольшой фестиваль «Старый Новый Год».

Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)
Театр «Бродячий Вертеп»
Драма
2012
19 мин