Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

У времени в плену

Московский академический театр сатиры | 1980 | СССР | Комедия | 139 мин.
Режисcёр: Валентин Плучек, Ваграм Кеворков, Алина Казьмина
В ролях: Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Татьяна Васильева, Роман Ткачук, Вера Васильева, Юрий Васильев, Надежда Каратаева, Юрий Авшаров, Александр Воеводин, Родион Александров, Валентина Шарыкина, Нина Архипова
2821

В 1970 году надо было отмечать 100-летие Ленина. Главный режиссер Театра Сатиры В. Плучек, ученик В. Мейерхольда (и, к слову, старший двоюродный брат П. Брука), решает ставить «У времени в плену» А. Штейна. Штейн написал пьесу, опираясь на произведения революционного драматурга В. Вишневского — пьесы «Первая конная», «Оптимистическая трагедия» и «Мы из Кронштадта» — и ввел в действие самого Вишневского, роль которого Плучек отдал А. Миронову. Эта постановка останется одной из знаковых в режиссерском багаже Плучека, а Миронов получит за свою роль диплом и премию второй степени на фестивале «Московская театральная весна — 70».


Штейн описал, как за три месяца (вместо обычных при написании полутора-двух лет) сделал этот текст «о художнике и революции, о художнике, который в плену у времени, о поколении, о ... друзьях, живущих и умерших». «Спрашивали меня, — писал он — почему «так много» гражданской войны по сравнению с блокадой и другими этапами жизни героя? Потому что выбор героя во многом определил доминанту фантазии. А муза Вишневского — это муза гражданской войны. То, с чем он пришел в литературу»


В книге-диалоге «Андрей Миронов: неоконченный разговор» А. Вислова вспоминала, как нелегко создавался спектакль — и как постепенно, не без сложностей нащупывал нерв своей роли Миронов. «Пьеса, определенная автором как «фантазии на темы В. Вишневского», нелегка для воплощения. В ней отсутствуют элементы драматического конфликта, да и сюжета как такового. Сцены из «Оптимистической трагедии», в нее включенные, его не заменяют», — пишет она. Но в спектакле «звучала горечь утраты идеалов, боль потери нравственных критериев, обещанных революцией. Отсюда возникал и основной его конфликт — конфликт веры и безверия, идеала и отсутствия его. Миронов при всех внутренних сомнениях искренне вкладывал душу в эту роль, поэтому она ему и удалась.


Проникновенная и одновременно романтическая, «невещательная» интонация актера служила камертоном, по которому настраивалось звучание спектакля в целом. Плучек насытил его музыкой, подобранной им с безусловным режиссерским чутьем: от открывавшей спектакль камерной песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» до знаменитого марша С. Покрасса «Красная Армия всех сильней», от тихих и мелодичных лирических матросских песен до сочных анархистских куплетов. А лаконичное художественное оформление Валерия Левенталя, решенное в серо-стальных тонах холодных вод Балтики, естественно дополняло этот настрой, находило свое продолжение в строгом, пластически выверенном, почти скульптурном построении мизансцен, неразрывно сливалось с четкими ритмами, открытым, ясным дыханием всей постановки».


Миронов в образе Вишневского непривычен (известно, что часто и сам он ощущал себя в роли неловко). Непривычен, когда горячится о правде «простой, грубой», которую «надо говорить с обнаженным сердцем». Когда спрашивает — себя? зал? — неужели судьба — вечная война и о войне? Отвечая: главное — жизнь. Горячность свою герой оправдывает словами о том, что «у каждого времени свои идолы» — и о том, что он был искренен. А рядом — Всеволод маленький (А. Воеводин), рассказывающий, как, будучи еще младше, очаровывался кирасами, муаровыми лентами. Очарованный, жаждущий войны, он стоит перед прожившим жизнь Всеволодом-Мироновым — и вдруг мысль, как молния — вдруг ему захочется вернуться с этой войны?


В рецензии на спектакль И. Вишневская отмечала новые грани Миронова-актера, увидев в нем «мужественный гражданский темперамент, если можно так сказать, социальную эмоциональность». Но важно и другое. Характеризуя героя Миронова-Вишневского, А. Вислова писала о дистанции по отношению к прототипу, благодаря которой обобщенный образ поднимался на новую высоту. «Эпиграфом ко всей постановке — писала она, — послужили слова Б. Пастернака:


«Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, — Ты — вечности заложник, у времени в плену!».


Империя, советская власть, белые и красные, война в Испании и Э. Хемингуэй, Гражданская, Великая Отечественная война. Тиски времени, становящиеся безвременьем. Сперва звучит окуджавовское — про «надежды маленький оркестрик», в конце — минута тишины. Плучек сделал спектакль монументальным полотном, панорамой, сложенной из чересполосицы картин-воспоминаний, которые приносит и уносит круг сцены. Комиссар Лариса (Т. Васильева), то дающая отпор грубости, матросне, то пишущая письмо А. Ахматовой; мать, не дождавшаяся сына с войны. Собирательные образы женщин в войну — отдельная линия размышлений. Здесь проносятся — по тому самому сценическому кругу — судьбы людей, но тут есть еще и символ общечеловеческой судьбы ли, жизни ли — в олицетворении трех возрастов. Всеволода маленького, на него, на себя смотрит он, Всеволод Вишневский, зрелый — и старого солдата Е. Сысоева (интонация фронтовика А. Папанова, его привычный негромкий голос, здесь звучит особенно пронзительно). Три возраста жизни, прошедшей в борьбе — в плену времени.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Яна Друзь
  • 1991
  • 45 мин
  • Комедия
  • Андрей Гончаров
  • 1981
  • 100 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Комедия
  • Михаил Царёв
  • 1981
  • 151 мин

Государственный академический Малый театр

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть