Публикации раздела Театры

Человек широкого профиля

15 марта 1933 года родился Борис Мессерер.

Он довольно рано стал востребованным художником-сценографом — уже в начале 60-х создавал декорации для спектаклей модного театра «Современник» и балетов Большого театра. С последним жизнь Мессерера была связана еще и в силу семейных обстоятельств: там работали его отец Асаф Мессерер — знаменитый артист балета, балетмейстер, педагог, его супруга балерина Нина Чистова и, наконец, его знаменитая кузина Майя Плисецкая. Мессерер признается, что больше любит работать именно над балетными спектаклями: «Все-таки я люблю — конечно, своекорыстно — то, где художник больше виден. В балете он виден больше, чем в драматическом спектакле». Но в обоих случаях Мессерер-сценограф верен своему творческому кредо:

«Я для себя положил с самого начала, что не буду зависеть от выбора режиссерского, я остаюсь самим собой: я рисую свои картины, я свободен».
Борис Мессерер

Так вот, создание картин всегда было главной целью Мессерера, выпускника Московского архитектурного института. Но жизнь заставляла художника пробовать себя на разных поприщах. Мессерер делал эскизы для гигантских занавесов московских кинотеатров и создавал крошечные графические работы для книг, оформлял спектакли своего друга Олега Ефремова, других знаменитых режиссеров: Бориса Покровского, Анатолия Эфроса, Андрея Гончарова, Валентина Плучека, Марка Захарова. «И думаю, что это правильно. Человек должен быть широкого профиля. И наши русские изумительные художники театра были многогранны всегда», — считает Мессерер.

Борис Мессерер — хозяин знаменитой мастерской на Поварской, в которой случались этапные для отечественной культуры встречи. Кто знает, появился бы на свет альманах «Метрополь», если бы не собрались в очередной раз у Мессерера и его жены, поэта Беллы Ахмадулиной, Василий Аксёнов, Виктор Ерофеев, Владимир Высоцкий, не решили бы сами издать те произведения, что давно отклоняли советские издательства? На фронтисписе «Метрополя» (всего было сделано 12 экземпляров альманаха) красуется одна из многочисленных вариаций Мессерера на тему граммофона. Трубы направлены во все стороны света, они словно принадлежат метафорическому ретранслятору голосов поэтов и писателей.

Кармен-сюита
Драма
1978
48 мин

Еще одним частым гостем мастерской на Поварской был Венедикт Ерофеев, чьи личность и творчество произвели на Мессерера глубокое впечатление. «Он дорого заплатил за свою свободу, но был совершенно свободен», — вспоминает художник о своем друге. Редкая выставка работ Мессерера обходится без инсталляции памяти Венички. Это впечатляющая композиция из множества пустых водочных бутылок с воткнутыми в них свечами. Юбилеям Мессерера в разные годы были посвящены персональные выставки в ГМИИ им. Пушкина, в Третьяковской галерее и других крупнейших музеях. Кстати, Борис Асафович не раз выступал дизайнером выставок других художников, например экспозиции работ Сальвадора Дали «Я брежу, следовательно, я существую» в ГМИИ, или выставки работ художников Большого театра за 225 лет (в Манеже). Он сам один из художников Большого театра. На вопрос, какой из тех спектаклей, что ему довелось оформлять в ГАБТе, кажется ему самым значительным, Мессерер отвечает: «Кармен-сюита». Действительно, метафорически точное пространственное решение Мессерера внесло огромный вклад в успех балета Альберто Алонсо.

Смотрите также

Малыш и Карлсон, который живет на крыше
Московский академический театр сатиры
Комедия
1971
91 мин
Маленькие комедии большого дома
Московский академический театр сатиры
Комедия
1974
153 мин
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Мелодрама
2014
140 мин