Карен Шахназаров. Человек — «Мосфильм»

Как ни странно, у Карена Шахназарова не такая уж большая режиссерская фильмография: на его счету сейчас 16 фильмов. Но среди этих картин нет ни одной проходной, все они отмечены оригинальным, индивидуальным шахназаровским почерком; их отличает своеобразный стиль — легкая ирония, мягкий и добрый юмор, мудрость. Почти все его фильмы хочется пересматривать снова и снова. Но кроме своей режиссерской и продюсерской деятельности Карен Георгиевич Шахназаров, безусловно, войдет в историю отечественного кинематографа как человек, возродивший «Мосфильм»
.
С «Мосфильмом» вообще связана вся его жизнь. Сюда он пришел после окончания режиссерского факультета ВГИКа, здесь в 1979 году дебютировал своей первой картиной «Добряки», тут снимал все свои фильмы. Он застал золотые годы, расцвет киностудии, и пришел ей на помощь, когда «Мосфильм» был в упадке. В тяжелые 90-е на «Мосфильме» действительно было жутко, кино не снималось, павильоны стояли пустые, все профессионалы разбредались кто куда: надо же было как-то жить, зарабатывать. Вот таким «Мосфильм» достался Карену Шахназарову, когда в 1998 году его назначили генеральным директором киноконцерна. Начинать пришлось практически с нуля. Но ему все удалось. Творческий человек, режиссер Шахназаров показал себя и очень хорошим хозяйственником.
«Нам фактически удалось полностью реконструировать «Мосфильм», — рассказывает Карен Георгиевич. — Во всех деталях, которые, может быть, не видны человеческому глазу. «Мосфильм» — очень сложное технологическое предприятие. Сделано многое, начиная от крыш и заканчивая электрикой. Связь, тепло, трубы. Главное, конечно, что нам удалось модернизировать студию, у нас ничего не осталось от прежнего оборудования. Сейчас все на «Мосфильме» действительно высокого класса. И я бы сказал, что сегодня «Мосфильм» с этой точки зрения не уступает никому в мире. А пожалуй и превосходит». Действительно, сегодня киноконцерн «Мосфильм» — ведущее российское кинопроизводственное предприятие. Здесь снимаются кино и телефильмы, телепрограммы и телешоу; «Мосфильм» оказывает все услуги по кинопроизводству: здесь работают курсы, которые готовят всех специалистов съемочного процесса.
Кадр из фильма Карена Шахназарова «Добряки» (1979)
Между прочим, в режиссуру Карен Шахназаров попал, можно сказать, случайно. Он с детства увлекался живописью, ходил в художественную школу и подумывал о поступлении на художественный факультет ВГИКа. Остановило его лишь то, что туда требовалось среднее специальное образование, которого у Карена Георгиевича не было. Ну, а для режиссерского факультета ВГИКа нужен был только аттестат о среднем школьном образовании. Выбор был сделан, и сейчас можно только порадоваться тому, что он оказался столь удачным. «Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал, — вспоминает Карен Шахназаров. — Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет. Закончив институт, пришел работать на «Мосфильм». Два года был ассистентом у своего учителя Игоря Васильевича Таланкина. Потом работал в объединении Георгия Николаевича Данелии
. И это стало школой. Сценарий фильма «Мы из джаза» я с Сашей Бородянским переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего 60 страниц».
Искрометные «Мы из джаза» принесли в 1983 году успех молодому режиссеру. А дальше был «Зимний вечер в Гаграх»
, «Курьер»
, «Город Зеро», «Американская дочь» «Сны» — фильмы, без которых сейчас уже трудно себе представить историю российского кинематографа
конца 80-х — начала 90-х.
Кадр из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина» (2016)
Кадр из фильма Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988)
Кадр из фильма Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983)
Идея проводить на «Мосфильме» церемонию вручения кинопремии «Золотой орел» принадлежит Карену Шахназарову. «Я считаю, что это правильно, — говорит режиссер. — Во-первых, нигде в мире ни одна кинопремия не проводится в съемочном павильоне. Во-вторых, павильон необыкновенно удобен для этого. Здесь можно сделать что угодно, любое представление. И в-третьих, сам факт, что это первый павильон — самый большой, где снимали самые крупные советские и российские режиссеры. Конечно, в этом есть что-то волнующее».
На наше, зрительское, счастье, продюсер и гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров не бросает свою режиссерскую деятельность. Недавно он завершил съемки своего нового фильма «Анна Каренина». Работа над некоторыми эпизодами картины проходила, разумеется, на родном для Шахназарова «Мосфильме».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна