«Гимн в честь чумы! Послушаем его!»
Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина.
![Владимир Фаворский. Барон в подвале (фрагмент). Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Скупой рыцарь». 1959–1961 годы. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург](https://cdn.culture.ru/images/bfa38bb8-879a-5048-b1ec-ad7360407d0f/t_average/3-jpg.png)
![Федор Константинов. Лаура и Дон Карлос. Сцена II. Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Каменный гость». 1977. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», Нижегородская область](https://cdn.culture.ru/images/1de19fb8-aff5-5ac7-a504-0981ac0d43f8/t_average/1-jpg.png)
![Федор Константинов. Комната Сальери. Сцена I. Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». 1977. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», Нижегородская область](https://cdn.culture.ru/images/d11a6c28-38de-5931-ac03-a17677e6e9ab/t_average/2-jpg.png)
На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го — над «Моцартом и Сальери», 4 ноября — над «Каменным гостем», а 6 ноября — над «Пиром во время чумы».
Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.
В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.
В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.
Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского… Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен. Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.
Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры — Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.
![Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год](https://cdn.culture.ru/images/d557f0ca-4caa-58db-84eb-6f094f0431a4/t_average/5-jpg.png)
![Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год](https://cdn.culture.ru/images/90310383-46c5-5f49-815e-8772fe361680/t_average/4-jpg.png)
![Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год](https://cdn.culture.ru/images/fd26a86f-2a6a-5e4a-865f-f507ec53117e/t_average/6-jpg.png)
Читайте также:
Мы предлагаем вашему вниманию как видеоверсию целого спектакля (запись 1966 года), так и снятые позднее для телевидения отдельные «трагедии» («Маленькие трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери» 1971 года и «Каменный гость» 1971 года). Также в нашей коллекции — запись спектакля ГАБТа «Моцарт и Сальери» по одноименной одноактной опере Н. Римского-Корсакова (1981).
Больше везло «Маленьким трагедиям» с киноинтерпретациями. В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Вообще, «Маленькие трагедии» Швейцера — интересный коллаж из многих произведений Пушкина — и поэтических, и прозаических. Назовем лишь несколько имен актеров и их персонажей. Роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, а Матлюба Алимова — Лауру. Валерий Золотухин — Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский — Сальери. Центрует прихотливую композицию «Маленьких трагедий» Швейцера Импровизатор в исполнении Сергея Юрского.
![Исаак Рабинович. Эскиз трех мужских костюмов к спектаклю «Женитьба». Около 1921 года. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/7c99c672-3eba-5304-a465-06efb8b33459/t_average/7-jpg.png)
![Борис Мессерер. Бал. Эскиз декораций к балету Сергея Прокофьева «Золушка». Вторая половина ХХ века. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край](https://cdn.culture.ru/images/1c3abd3f-e84f-5ae3-b432-a54b11139678/t_average/8-jpg.png)
![Юрий Лапшин. Эскиз к спектаклю «Мастер и Маргарита». 1990. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва](https://cdn.culture.ru/images/e098e9e8-46f6-5133-a420-13644663aca2/t_average/9-jpg.png)
А в 2009 году вышел совсем уж неординарный фильм «Маленькие трагедии» Ирины Евтеевой. Режиссер работает на стыке игрового и анимационного кино, в ее картине эпизоды проиграны актерами, а потом прорисованы художниками. В итоге получается удивительная картинка, где реальность переплавлена в новый художественный мир. Но и тут можно говорить об актерах, послуживших прототипами конечных образов. Барона в «Скупом рыцаре» сыграл Сергей Дрейден, а его сына Альбера — Владимир Кошевой. Лауру в «Каменном госте» — Елизавета Боярская.
Смотрите также