Публикации раздела Музыка

Антология симфонической музыки

Фирма «Мелодия» выпустила юбилейную коллекцию записей симфонических сочинений легендарных композиторов XIX–XX веков: от Глинки и Прокофьева до Шостаковича и Стравинского. Совместно с «Мелодией» портал «Культура.РФ» рассказывает о главных именах в мире симфонической музыки. Знакомьтесь с творчеством музыкантов и слушайте такую разную русскую классику.

Михаил Глинка

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки», — писал Петр Чайковский. Михаил Глинка считается основоположником русской национальной композиторской школы. Он был первым композитором, в сочинениях которого сочетались музыкальные традиции классицизма и богатое звучание народных мелодий. Творчество Михаила Глинки во многом определило путь и звучание русской классической музыки XIX века. «Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике», — писал композитор.

Вальс-фантазия си минор (1839)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1967 года

Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (1842)
Увертюра
Оркестр ГАБТа СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1963 года

Марш Черномора
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1968 года


Александр Даргомыжский

Константин Маковский. Портрет Александра Даргомыжского (фрагмент). 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Даргомыжский был последователем Михаила Глинки. Его оперы, в частности «Каменный гость», оказали большое влияние на развитие русской оперы. В основе «Гостя» лежали «мелодические речитативы», а не классические арии и ансамбли. «Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры, — писал музыкальный критик Виктор Коршиков. — В нем драма превосходствует над сладкой красотой звучания».

«Казачок», фантазия
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

«Баба-яга», фантазия-скерцо
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Цыганский танец из оперы «Русалка»
Оркестр ГАБТа СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1971 года


Антон Рубинштейн

Михаил Яровой. Портрет Антона Рубинштейна (фрагмент). XIX век. Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва

Антон Рубинштейн был одним из самых известных музыкальных деятелей своего времени: успешным пианистом и дирижером, одним из основателей первой русской консерватории, преподавателем. Рубинштейн написал 13 опер и 5 ораторий, шесть симфоний и множество других произведений, однако при жизни так и не стал признанным композитором: против него и его «академического» подхода были настроены многие известные музыканты, в том числе участники «Могучей кучки».

Вальс-каприс ми-бемоль мажор (1870)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1982 года


Александр Бородин

Илья Репин. Портрет Александра Бородина (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Бородин более 20 лет руководил кафедрой Медико-хирургической академии в Петербурге, а музыкой занимался лишь в свободное время. Однако именно творчество Бородина положило начало эпической ветви русской симфонической музыки. Исследователи считают высшим достижением Бородина-симфониста его Вторую симфонию («Богатырскую»), в которой он воплотил в форме сонатно-симфонического цикла былинные образы русского фольклора.

Симфония №2 си минор («Богатырская») (1876)
I. Allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1966 года

Финал (Scherzo. Nocturne. Scherzo) из «Маленькой сюиты» (1885), оркестровка Александра
Глазунова

Половецкая пляска с хором из оперы «Князь Игорь» (1887)
Большой хор ЦТиВР,
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года


Милий Балакирев

Николай Мещанинов. Портрет Милия Балакирева (фрагмент). 1900-е. Дом-музей М.А. Балакирева, Нижний Новгород

Милий Балакирев в мире музыки был талантливым самоучкой. Именно он собрал вокруг себя музыкантов-единомышленников, которые стали известны как «Могучая кучка». «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико», — писал о друге и коллеге Николай Римский-Корсаков. Для сочинений Балакирева были характерны свежесть мелодической изобретательности, красочный оркестровый стиль и живое ощущение фольклора.

Симфония №1 до мажор (1897)
I. Largo — Allegro vivo
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

Сюита из четырех пьес Шопена (1908)
1. Преамбула (Этюд)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

«Исламей», восточная фантазия, op. 18
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1981 года


Модест Мусоргский

Илья Репин. Портрет Модеста Мусоргского (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Новаторский стиль Модеста Мусоргского многие современники не оценили — однако современные искусствоведы отмечают, что его творчество предвосхитило некоторые особенности музыки ХХ века. Мусоргский известен прежде всего своими операми, которые он называл «музыкальными драмами». Их особенность — в сочетании реализма и выразительности слова, что было нехарактерно для романтических опер первой половины XIX века.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (1880)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

Вступление и полонез из оперы «Борис Годунов» (1872)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года

«Ночь на Лысой горе», симфоническая картина
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года


Петр Чайковский

Николай Кузнецов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», — писал Петр Чайковский. Его произведения — «Времена года», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и многие другие — не выходят из репертуара оркестров и театров по всему миру. В музыке Чайковского переплетены принципы симфонической и театральной драматургии — это делает сочинения образными и красочными.

Симфония №6 си минор, Патетическая, соч. 74
I. Adagio. Allegro non troppo
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1967 года

Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, соч. 23
I. Andante non troppo e molto maestoso
Елена Гилельс, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1968 года

Франческа да Римини, симфоническая фантазия по Данте, соч. 32
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1970 года


Николай Римский-Корсаков

Валентин Серов. Портрет Николая Римского-Корсакова (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Римский-Корсаков был крупнейшим оперным композитором в России. Он написал «Снегурочку», «Садко», «Моцарта и Сальери» и еще 12 известных опер. Римский-Корсаков обладал «цветным слухом»: звучание каждой тональности у него ассоциировалось с разными цветами. Композитор обращался к русскому, восточному и европейскому фольклору, перекладывал традиционные образы на музыку и создавал самые разные картины: жанровые, пейзажные и сказочно-фантастические.

Испанское каприччио, соч. 34
I. Alborada
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Шехеразада, симфоническая сюита, соч. 35
1. Largo e maestoso — Allegro non troppo
Генрих Фридгейм, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1969 года

Вступление к последней картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», соч. 57
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1977 года


Анатолий Лядов

Илья Репин. Портрет Анатолия Лядова (фрагмент). 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анатолий Лядов был одним из самых самобытных композиторов рубежа XIX и ХХ веков. В своем творчестве Лядов стремился убежать «от реализма… как от всего человеческого», следуя эстетике Серебряного века и модернистскому культу идеальной красоты, искусства как такового. Сам композитор выше других собственных сочинений ценил «сказочную картину» под названием «Волшебное озеро»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине. А главное — без людей… одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная…»

«Баба-яга», картинка к русской народной сказке, соч. 56
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1970 года

«Волшебное озеро», сказочная картинка, соч. 62
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1970 года

«Кикимора», народное сказание, соч. 63
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1970 года


Сергей Танеев

Сергей Танеев. Фотография: alchetron.com

Выдающегося пианиста, композитора и профессора Московской консерватории Сергея Танеева называли «музыкальной совестью Москвы». Сергей Рахманинов, один из его учеников, считал композитора «высшим судией, обладавшим как таковой мудростью, справедливостью, доступностью и простотой…» Танеев был последователем классицизма и традиций ренессансной музыки «строгого стиля», а для его сочинений были характерны глубокая философская проблематика, сдержанность и высокое мастерство полифонии.

Симфония № 4 до минор, соч. 12
I. Allegro molto
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1988 года

«Храм Аполлона в Дельфах», антракт к 2-й картине части 3 музыкальной трилогии «Орестея» по Эсхилу, соч. 6
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Концертная сюита для скрипки и оркестра соль минор, соч. 28
5. Тарантелла
Андрей Корсаков, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1990


Антон Аренский

Антон Аренский. Фотография: classicalforum.ru

«Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!» — писал о композиторе Петр Чайковский. На Аренского оказала сильнейшее влияние музыка Римского-Корсакова и самого Чайковского, поэтому большинство его сочинений — лирические, элегические, певучие, как народная песенность, эмоционально насыщенные.

Увертюра к опере «Сон на Волге», соч. 16
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1983 года

«Маргарита Готье», фантазия для оркестра, соч. 9
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1990 года

«Египетские ночи», сюита из балета, соч. 50a
6. Pas de deux. Вальс
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1987 года


Александр Глазунов

Илья Репин. Портрет Александра Глазунова. 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«…Неимоверный широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы» — так описал критик Василий Стасов творчество Александра Глазунова. Стиль композитора соединил наследие традиций «Могучей кучки» и западноевропейской музыки, для него характерны яркая оркестровка, глубокий лиризм и образная насыщенность.

Симфония №5 си-бемоль мажор, соч. 55: I. Moderato maestoso — Allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1989 года

Балетная сюита, соч. 52: 5. Pas d’action
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1990 года

«Раймонда», балет в трех действиях, соч. 57: Антракт к 2 картине 1 действия
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1961 года


Александр Скрябин

Александр Головин. Портрет Александра Скрябина (фрагмент). 1915. Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва

Александра Скрябина называли композитором-философом. Он первым использовал в исполнении музыки цвет: с его помощью он визуализировал мелодию и тем самым ввел понятие «светомузыка». Вершиной творчества Скрябина стала «Божественная поэма», над которой он работал в 1902–1904 годах. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры и живописи. Его «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира, но он так и не успел осуществить свою идею.

«Поэма экстаза», соч. 5
Юрий Кривошеев, труба
Генрих Фридгейм, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись с концерта 8 февраля 1977 года

Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20: I. Allegro
Алексей Наседкин, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1990 года

Симфония № 3 до минор, «Божественная поэма», соч. 43:
I. «Борения». Lento. Divin, grandiose. Allegro mysterieux, tragique
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1968 года


Сергей Рахманинов

Евгений Сазыкин. Портрет Сергея Рахманинова (фрагмент). 1984. Музей-усадьба С.В. Рахманинова, Ивановка, Тамбовская область

Сергей Рахманинов — один из главных символов русской музыки. Его фортепианные концерты, Вторая симфония, «Вокализ», «Симфонические танцы» и другие произведения известны поклонникам симфонической музыки во всем мире. Основными чертами композиций Рахманинова были мелодизм и певучесть. «Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер», — писал автор в конце жизни. После Октябрьской революции композитор эмигрировал в Америку, где и прожил последнюю треть жизни, однако никогда не забывал о родине.

«Симфонические танцы», соч. 45: I. Non allegro
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1973 года

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18: II. Adagio sostenuto
Николай Петров, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1978 года

«Остров мертвых», симфоническая поэма, соч. 29
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1966 года


Игорь Стравинский

Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского (фрагмент). 1920. Музей Пикассо, Париж, Франция

Во время премьеры на Елисейских Полях необычный балет Игоря Стравинского «Весна священная» не понравился зрителям, но в 1914 году постановка получила заслуженное признание. «Публика на этот раз слушала мое произведение с сосредоточенным вниманием и восторженно его приветствовала», — писал Стравинский. «Весна священная» стала новаторским сочинением, в котором доминировали ритмическая сторона, мощь и динамизм музыки. Это произведение называли точкой отсчета модернистской музыки ХХ века.

«Весна священная»: Часть 1. №2. «Весенние гадания. Пляска щеголих»
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1966 года


Сергей Прокофьев

Игорь Грабарь. Портет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой «Война и мир» (фрагмент). 1941. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сергей Прокофьев начал творческий путь с фортепианных пьес и сонат, но в течение жизни поработал во всех современных ему жанрах. Балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» принесли советскому балетному театру мировую славу. В 1938 году композитор работал над фильмом «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Музыка Прокофьева к этой картине входит в число самых экспрессивных произведений ХХ века.

Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:
I. Allegro 3.51
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1977 года

Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:
III. Gavotte
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1977 года


Арам Хачатурян

Мартирос Сарьян. Портрет Арама Хачатуряна (фрагмент). 1944. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Арам Хачатурян — один их крупнейших композиторов ХХ века. В его Концерте для скрипки с оркестром сочетаются насыщенный и свободный национальный колорит и техническая точность, высокое композиторское мастерство. Артистический блеск и яркий восточный темперамент, которые выделяют музыку Хачатуряна, принесли концерту мировую известность. «Я писал ... словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», — признавался композитор.

Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940): III. Allegro vivace
Валерий Климов, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1980 года


Дмитрий Шостакович

Анастасия Лобова. Портрет Дмитрия Шостаковича. 2008. Частное собрание

Дмитрий Шостакович стал всемирно известным в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. 15 симфоний Шостаковича называли «великой эпохой русской и мировой музыки». В музыке композитора сочетались традиции модернизма, традиционализма, и экспрессионизма, и поэтому творчество Шостаковича отличалось невероятным разнообразием жанров, стилей и эстетики. В своих сочинениях композитор запечатлел весь ХХ век с его великими открытиями и потрясениями, прогрессом и катастрофами.

Симфония № 7 до мажор, «Ленинградская», соч. 60 I. Allegretto (разработка + главная партия из Репризы)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1968 года

Симфония № 5 ре минор, соч. 47: IV. Allegro non troppo
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1977 года

Романс из музыки к кинофильму «Овод», соч. 97
Генрих Фридгейм, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1977 года


Зиновий Компанеец

Зиновий Компанеец. Фотография: persons-info.com

Зиновий Компанеец выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. В 1920-х годах он создавал произведения, основанные на фольклорном материале: «Комсомольский марш», «Венгерка» и другие. Одним из последних сочинений композитора стала «Рапсодия в народном стиле», в которой сочетались еврейский фольклор и стилистика советских массовых песен.

Рапсодия в народном стиле
Запись 1980 года


Тихон Хренников

Тихон Хренников. Фотография: music-fantasy.ru

Произведения Тихона Хренникова в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В 1930 году Хренников прославился как симфонический композитор, однако писал он не только «серьезную» музыку, но и эстрадные песни, многие из которых стали хитами: «Московские окна», «Колыбельная Светлане», «Что так сердце растревожено» и другие. «В его музыке через край брызжет радость жизни», — говорил о композиторе дирижер Евгений Светланов.

Концерт № 2 для скрипки с оркестром до мажор, соч. 23: III. Allegro moderato con fuoco
Вадим Репин, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1984 года

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 28: I. Moderato — Allegro 8.43
Тихон Хренников, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись с концерта 10 апреля 1983 года


Мечислав Вайнберг

Мечислав Вайнберг. Фотография: classicalmusicnews.ru

Мечислав Вайнберг — автор 26 симфоний, семи опер и множества других произведений. Дмитрий Шостакович называл его одним из выдающихся композиторов современности. Стиль Вайнберга часто сравнивали со стилем Шостаковича, но всё-таки музыка первого отличается камерным звучанием и песенной тематикой с фольклорными мотивами. Все его сочинения были глубокими и серьезными рассуждениями художника и гражданина, навеянными важными событиями века.

Симфониетта № 1, соч. 41: I. Allegro risoluto


Андрей Эшпай

Андрей Эшпай. Фотография: meloman.ru

Андрей Эшпай — один из самых известных и авторитетных отечественных композиторов. Каждый год его премьеры звучали на Международном музыкальном фестивале современной музыки «Московская осень». Для музыки Эшпая характерны эмоциональность, легкость и демократичность. О Concerto grosso дирижер Евгений Светланов говорил: «Это сочинение — оригинальное, смелое по замыслу, лаконичное по форме — как бы аккумулирует творческое пристрастие Эшпая к симфоническому оркестру...»

Concerto grosso для трубы, фортепиано, вибрафона, контрабаса и оркестра (1967)
Анатолий Максименко, труба
Петр Мещанинов, фортепиано
Борис Степанов, вибрафон
Родион Азархин, контрабас
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года


Александра Пахмутова

Александра Пахмутова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Александра Пахмутова — легенда отечественного композиторского искусства, один из самых востребованных авторов СССР. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также десятки произведений для симфонического оркестра. «Ее партитуры, говорят о широте и многогранности творческой натуры автора», — говорил дирижер Евгений Светланов.

Концерт для оркестра (1971)
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1974 года


Ростислав Бойко

Ростислав Бойко. Фотография: staroeradio.ru

Ростислав Бойко — автор множества хоровых и вокальных циклов, возглавлял секцию музыки для детей в Союзе композиторов СССР. «...Его музыка, собранная воедино, мне кажется, впервые вдруг открыла публике очень большого творца — выразительного, незабываемого, мелодичного, кристально-чистого и нравственного, ранимого и светлого, страдающего и не отчаивающегося...» — вспоминал о концерте поэт Михаил Садовский.

«Цыганская рапсодия» для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 60
Дмитрий Сахаров, фортепиано
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1979 года

«Карпатская рапсодия» для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 63: I. Moderato assai
Aндрей Корсаков, скрипка
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1979 года


Родион Щедрин

Родион Щедрин. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родион Щедрин посвятил свою жизнь популяризации «серьезной» музыки и развивал в творчестве русскую тематику. В основе практически всех его произведений лежат известные сюжеты отечественной литературы. Среди них — «Конек-горбунок», «Анна Каренина», «Чайка». «Каждая его новая работа... неизменно ожидается с тем неподдельным интересом, который всегда вызывает настоящий ищущий художник», — отзывался о композиторе дирижер Евгений Светланов.

«Озорные частушки», концерт №1 для оркестра
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись 1987 года

«Не только любовь», симфоническая сюита из оперы (1964): 3. Кадриль

Симфония №1 ми-бемоль минор (1958): II. Токката
Государственный академический симфонический оркестр СССР
дирижер — Евгений Светланов
Запись с концерта 1977 года

Авторы: Екатерина Тарасова, Ирина Малахова

Смотрите также

Музыкальная подборка «Топ-100 в классической музыке»
Портал «Культура.РФ» составил список главных произведений классической музыки.
По мановению руки
Топ-5 российских дирижеров.
С чего начать слушать классическую музыку, чтобы научиться ее понимать
Григ, Вивальди, Чайковский, Шопен, Бетховен, Рахманинов и Мусоргский.