Ошевенск

Леса российского Севера, размеченные озерами и реками, остаются приютом для некоторых самых глубоких художественных традиций России. Несмотря на снижение численности населения и спад экономической активности, есть на Севере области, которые сохранили замечательные образцы культурного наследия.
Один такой регион сосредоточен вокруг небольшого города Каргополь, расположенного в Архангельской области приблизительно в 900 км от Москвы. Каргополь изо всех сил пытается сберечь свое архитектурное наследие, но кризис, еще более острый, неумолимо наступает в деревнях окружающей области, известных лучшими образцами деревянного зодчества и народного творчества в России.
Хотя множество архитектурных достопримечательностей теперь существуют только на фотографиях, в пределах 100-километрового радиуса от Каргополя есть деревни, которые кажутся застывшими во времени.
Ошевенск, самая крупная и лучше всего сохранившаяся из этих деревень, находится в 40 километрах северо-западнее Каргополя на реке Чурьега. Я фотографировал здесь во время многочисленных посещений в 1998 и 1999 годах. В следующий раз я возвратился летом 2014 года и в январе 2015 года при поддержке благотворительного фонда «Наследие Севера».
В Ошевенске можно увидеть не только изящную миниатюрную часовню Святого Великомученика Георгия, но также и деревянную церковь Богоявления (1787) с восьмигранным куполом и отдельно стоящей колокольней. Это одна из самых крупных среди деревянных церквей в области Каргополя. Ее иконостас и расписанный деревянный потолок (известный как «небо» или «небеса») производят ошеломляющее впечатление своим размером и яркими цветами.
Церковь Богоявления Господня
Церковь Богоявления Господня, колокольня
Часовня Святого Великомученика Георгия
Первый раз я увидел эту сельскую сокровищницу серым днем в конце февраля 1998 года. Виктор Шелудко и его жена, друзья из Каргополя, отвезли меня по заснеженным дорогам на пожилой, но надежной «Ниве».
Въезд в Ошевенск отмечен сохранившимся каменным основанием монастыря Святого Александра Ошевенского, заложенного монахом Александром в 1453 году, в год взятия Константинополя турками-османами. Его основатель родился с именем Алексей в семье преуспевающего крестьянина, Никифора Ошевена, который поощрил духовное образование сына.
Получив после пострига в Кирилло-Белозерском монастыре имя Александр, молодой монах последовал за своим отцом к богатым землям к западу от Каргополя, которые принадлежали Новгороду, ведущему коммерческому городу средневековой России. Монастырь стал центром духовной жизни, и Александра (1427–1479) почитали как «местного святого». Хотя в советское время монастырь был опустошен и заброшен, сейчас собор Успения Пресвятой Богородицы (1707) снова открыт для посетителей и паломников.
Александро-Ошевенский мужской монастырь, собор Успения Пресвятой Богородицы
Александро-Ошевенский мужской монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца
Сразу позади монастыря через реку Чурьегу перекинут деревянный мост, настоящее произведение искусства. Когда мы подъехали на «Ниве» к мосту, мы на минуту засомневались в том, что у нас получится его пересечь: шла замена сосновых бревен в основании. По узкой целой полосе этого потрясающего сооружения мы перебрались на другую сторону реки, и аромат свежесрубленной сосны проник в машину вместе с влажным воздухом.
Ошевенск (с официальным названием Ошевенское) — достаточно крупная деревня, с 600 жителями, которые в большинстве своем сдают дома туристам на лето. Улучшение дорог и растущая мобильность населения обеспечивают поток туристов из Москвы и Санкт-Петербурга в такие традиционные сельские поселения. Также у престижного Московского архитектурного института есть летняя программа для студентов в Ошевенске.
Ошевенск, живописно расположенный вдоль речного берега, состоит из группы поселений, включая три деревни на реке. Первую деревню называют Погост, раньше это имя использовали как термин для обозначения священной земли, на которой располагались кладбище и церковь. В церкви, расположенной здесь, есть алтари, посвященные Крещению, или Богоявлению (центральное место), и Иоанну Богослову. Церковь Крещения, которую сельские жители также традиционно именуют церковью Богоявления, (Богоявление и Крещение — один и тот же православный праздник), является одним из наиболее впечатляющих образцов художественной культуры Русского Севера.
Церковь Крещения — деревянная восьмигранная церковь, построенная из крепкой сосны в 1787 году, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Два этих строения гармонично дополняют друг друга.
Церковь Богоявления Господня
Церковь Богоявления Господня
Церковь Богоявления Господня
Настоящим чудом кажется главный объем церкви Богоявления, один из самых крупных среди деревянных церквей Севера. В искусно выполненной резной раме иконостаса еще сохранились некоторые иконы. Церковь была закрыта в 1930-е годы, открывалась во время войны и снова была закрыта в ходе последней антирелигиозной кампании, проводимой Хрущевым. Богоявленская церковь, ныне используемая местным приходом для проведения служб, была открыта в 1990-х годах.
В течение этого длительного периода большинство икон пропало из главного иконостаса. Сохранился только верхний ряд, посвященный пророкам, эти иконы я и фотографировал. Но в октябре 2014 года церковь была разорена, и уже эти иконы были украдены. Я сфотографировал пустые места во время визита в начале января 2015 года. Осталась только великолепная рама иконостаса.
Самая впечатляющая деталь главного объема — расписанный свод, на котором все еще сохранились неповрежденные участки. Эти расписанные «небеса» — отличительная особенность церкви, сочетание искусства и конструкции, живописи и архитектуры.
Церковь Богоявления Господня. Интерьер. Иконостас
Церковь Богоявления Господня. Интерьер. Расписной потолок (небо)
Церковь Богоявления Господня. Интерьер. Расписной потолок (небо)
Церковь Богоявления Господня. Интерьер. Иконостас
Каноническая форма «небес» — многоугольник, разделенный на сегменты плоскими лучами, простирающимися от вершины стен к кольцу в центре. Лучи немного наклонены и, таким образом, создают независимую конструкцию между стенами и кольцом. Треугольники расписного «неба» размещены в раме без дополнительного крепления. Конструкция поражает тем, как хитроумно мастера использовали силу тяжести.
«Небеса» в церкви Богоявления отличаются своими размерами, они разделены на 18 сегментов, изображающих различных святых, архангелов и проповедников. В круге, в центре шатра, изображен Иисус Христос.
В дополнение к главному алтарю позади иконостаса находятся два отдельных алтаря, посвященные Иоанну Богослову и священномученику Власию, «небеса» над ними меньшего размера, но также расписанные.
Ключница Ольга Степановна сообщила мне, что в 1990-е годы регулярные службы в церкви не проводились, но женщины деревни часто собирались здесь на песнопения по воскресеньям. Так, церковь начала снова обретать свой статус. В церкви теперь идет служба во главе с отцом Киприяном, настоятелем монастыря Святого Александра Ошевенского.
Помимо церкви Богоявления в Погосте и Ширяихе располагаются несколько бревенчатых домов в традиционном стиле с изображениями на фасаде. Зачастую декорирование носит знаковый характер, например, изображается солнце или другие символы.
В дальнем конце Ошевенска находится деревня Низ, имя которой указывает на ее положение в южной части Ошевенска. В деревне есть своя достопримечательность — миниатюрная часовня Святого Великомученика Георгия, построенная в XIX веке на небольшом возвышении, где дорога входит в деревню. У часовни есть две башни, одна из которых служит колокольней.
Часовня Святого Великомученика Георгия
Часовня Святого Великомученика Георгия. Интерьер. Иконостас
Часовня Святого Великомученика Георгия. Интерьер. Иконостас. Пустая рама расписного потолка (неба)
Хотя у часовни нет алтаря, здесь сохранились некоторые иконы. Также у часовни есть свое маленькое расписанное «небо» с восемью группами. Эти группы реставрировались в музее в Каргополе, но ребра поддержки «небес» все еще на месте, и я смог сфотографировать их.
Добраться до Ошевенска достаточно сложно, но ценность его зданий и церквей в их оригинальном местоположении. Какой непростой бы ни была дорога, местное гостеприимство и архитектурные шедевры вдохновят любого путешественника.
Текст и фотографии: Уильям Брумфилд
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна