От номеров до клетушек: исчезнувшие гостиницы Петербурга

Гостиницы
в Санкт-Петербурге начали открывать в 1713 году, вскоре после основания города. Среди них были разные типы: от самых простых меблированных комнат до номеров, хозяева которых подражали лучшим европейским отелям своего времени. К 1917 году в городе насчитывалось 120 таких заведений. Большинство закрыли после революции
. «Культура.РФ» рассказывает, в каких гостиницах жили и принимали гостей литераторы, философы и артисты.

Трактир Демута

Также называли: гостиница Демута, «Демут», «У Демута»
Современный адрес: наб. реки Мойки, 40
Бывшее здание Демутова трактира. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Алексей Мищенко. Петербург. Демутов трактир (фрагмент). Оттиск из серии «Памятные места Санкт-Петербурга и Москвы». 1976. Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Москва
Сегодня трактирами
часто называют места, где в старину обедали. По большей части это верно. Но при некоторых заведениях сдавали комнаты, и они превращались в гибрид столовой и отеля. Так произошло с «Демутом» — в разных источниках и в разное время это заведение называли и трактиром, и гостиницей.
Едальню открыл в конце XVIII века француз Филипп Якоб Демут, он же сдавал здесь комнаты. В 1796 году владелец построил новое здание в три этажа, и место превратилось в один из самых комфортных трактиров Петербурга.
В Демутовой гостинице часто останавливался Александр Пушкин
. В 1811 году — в первый визит — он впервые приехал в город в компании своего дяди, Василия Пушкина. Журналист Ксенофонт Полевой вспоминал, что поэт обычно занимал настолько небольшой номер, что «когда был один, читал, лежа в постели, а когда к нему приходил гость, он вставал со своей постели, усаживался за столик с туалетными принадлежностями».
Здесь же дважды останавливался дипломат и писатель Александр Грибоедов
. Впервые он поселился в трактире в июне 1824 года. С ним была рукопись «Горя от ума»
, и именно в «Демуте» он придумал новую развязку: отъезд Чацкого с фразой «Карету мне, карету…». Второй раз Грибоедов прибыл в трактир спустя четыре года. Он вез с собой важный документ — Туркманчайский мирный договор, который завершил Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. В Петербурге Грибоедова ждали с нетерпением. Журналист Фаддей Булгарин
вспоминал: «По какому-то инстинкту я несколько дней сряду ходил в заездный дом Демута. Наконец, 14 марта, около полудня подъехала кибитка
, и я принял его в мои объятья»
. Здесь Грибоедов встретился с Пушкиным, который в то время занимался «Полтавой»
.
Также в Демутовой гостинице останавливался философ Петр Чаадаев
. Комнаты он устраивал по своему вкусу. Александр Пушкин воссоздал некоторые их детали, когда описывал кабинет Евгения Онегина
:
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов.

Меблированный дом «Пале-Рояль»

Также называли: дом баронессы Луизы фон Траубе, гостевые комнаты «Идиллия»
Современный адрес: ул. Пушкинская, 20
Фрагмент фасада меблированного дома «Пале-Рояль». Санкт-Петербург. Фотография: Anastasia Galyamicheva / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Фрагмент_фасада_знаменитого_дома_%22Пале-Рояль%22_в_Петербурге.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en" target="_blank">CC BY-SA 4.0</a>
Меблированный дом «Пале-Рояль». Санкт-Петербург. Фотография: Тулип / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Санкт-Петербург_Центральный_район_ул._Пушкинская,_20_¦_Кузнечный_пер.,_18.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en" target="_blank">CC BY-SA 4.0</a>
В XIX веке существовали гостиницы
разных типов. Места, куда заселялись больше, чем на месяц, называли меблированными или гостевыми комнатами. К ним относился дом «Пале-Рояль».
Гостиница по адресу Пушкинская, 20, появилась в 1876 году. Ее открыла жена столичного полковника, Анна Рот. Пятиэтажный дом с пышным декором — скульптурами, рельефами и орнаментами на фасаде — построил архитектор Александр Иванов. Вскоре здание выкупила баронесса Луиза фон Траубе.
При ней в доходном доме было почти 100 номеров, их сдавали на сутки или на месяц. Хозяйка рассчитывала на средний класс: назначала не очень высокую цену, но такую, которая не позволяла снять комнату совсем бедным людям. После смерти баронессы гостиницу унаследовала ее дочь Юлия. Она назвала место «Пале-Рояль».
На рубеже XIX и XX веков гостевые комнаты стали популярны у богемы. Поэтесса Зинаида Гиппиус
отмечала, что неженатые литераторы жили в них «по месяцам, а то и по годам». Гостиницу облюбовали и «зимогоры». Так называли людей, которые владели домом за городом, а в Петербург прибывали на пару суток. Среди них были художники, писатели и артисты.
В 1890-е годы в «Пале-Рояль» часто селился актер Мамонт Дальский. Он был гастролером, много играл в провинции. Публика особенно ценила его в ролях страстных героев — Чацкого, Гамлета
, шиллеровского Карла Моора. В 1890 году его пригласили в Александринский театр
. Дальский приезжал сюда на спектакли и нуждался в петербургском жилье.
Вместе с ним в «Пале-Рояль» останавливался молодой тогда певец Федор Шаляпин
. В книге «Душа и маска» он описывал «грязненькую комнату, напоминавшую «номер» провинциальной гостиницы» и курьезные случаи, связанные с Дальским. Однажды актер выпил так много, что не смог поехать на свое выступление. За ним отправили Василия Качалова, будущего корифея Художественного театра. Мамонт Дальский приказал Шаляпину собраться и заменить его на сцене. Молодой бас попробовал отказаться, но в итоге выступил. Качалова же очень волновало, что вместо любимого артиста он привез к зрителям неизвестного певца.

Гостиница «Москва»

Также называли: дом Ушакова
Современный адрес: Невский просп., 49/2
Гостиница «Москва». Санкт-Петербург. Фотография: Емельян Феофанов / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Угол Невского проспекта и Владимирского проспекта. Из серии «Сайгон». Ленинград, 1987 год. Фотография: Александр Китаев / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
В здании, где в наши дни находится отель «Рэдиссон», в XIX веке тоже останавливались гости Петербурга. Доходный дом здесь существовал с XVIII столетия, а в 1850-е годы открылась гостиница «Москва». Такое имя она получила из-за близости Московского вокзала.
В 1880 году здание купил Абрам Ушаков, предприниматель и меценат. В те времена заведение называли гостиницей Ушакова. Его дело, связанное в том числе с торговлей цветами, шло так хорошо, что хозяин начал скупать доходные дома, и здание на Невском было среди них.
В гостинице в разные годы — еще до Ушакова — останавливался Михаил Глинка
. На квартире он устраивал так называемые музыкальные пятницы, в которых участвовали Александр Серов, автор оперы «Юдифь», правовед Дмитрий Стасов и композитор Франц Шуберт
. В конце XIX века здесь жили Антон Чехов
и Василий Суриков
.
После революции
власти ненадолго оставили в здании гостиницу. В 1919 году ее закрыли. А в советское время известность месту принес кафетерий. Именно в бывшем доме Ушакова в 1964 году открыли единственное в Ленинграде заведение, где подавали настоящий крепкий кофе, а не напиток из цикория. Место вошло в историю под названием «Сайгон»
: однажды во время милицейского рейда сотрудник сказал, что постояльцы «устроили Сайгон» — в то время шла Вьетнамская война. И имя закрепилось. Вокруг кафе сложился кружок, в который входили многие участники неформальных артистических кругов. В «Сайгоне» бывали Виктор Цой
, Сергей Довлатов
, Иосиф Бродский
.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна