Публикации раздела Музеи

Картина в деталях: этюд «Юность Сергия» Михаила Нестерова

Михаил Нестеров прославился картиной «Видение отроку Варфоломею». После этого он часто обращался к образу святого. В материале портала «Культура.РФ» читайте, сколько полотен художник посвятил Сергию Радонежскому, с кого он писал лицо для этюда «Юность Сергия» и в чем сходство между этой картиной и иконой.

Михаил Нестеров. Юность Сергия. 1891. Самарский областной художественный музей

Преподобный Сергий Радонежский

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890. Государственная Третьяковская галерея

О жизни Сергия Радонежского известно из жития, которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 годах. Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) жил в XIV веке. Он родился в селе Варницы, недалеко от Ростова. В 17 лет Варфоломея отдали на обучение грамоте в церковную школу. Обучение давалось нелегко, но благодаря терпению ему удалось ознакомиться со Священным Писанием. В 23 года Варфоломей постригся в монахи, принял имя Сергий и ушел в лес, где провел несколько лет в отшельничестве. Вокруг его обители стали селиться другие монахи, и вскоре на этом месте возник Свято-Троицкий монастырь — сегодня это Троице-Сергиева лавра.

«Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века»: нравственный идеал Нестерова

Этот этюд художник Михаил Нестеров написал в 1891 году. В это время он работал над большим полотном — картиной «Юность преподобного Сергия», ее мастер писал пять лет. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.

Всего художник посвятил иеромонаху Русской церкви Сергию Радонежскому более 15 картин, все они объединены в так называемый «Сергиевский цикл». Для Нестерова этот святой стал воплощением нравственного идеала — образ его волновал художника на протяжении всей жизни. Он говорил: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте… любившего родину и стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью».

В поисках модели

Художнику позировало множество людей — он постоянно находился в творческом поиске. Нестеров вспоминал: «…чего я особенно боялся — это лица Сергия. Лицо это мерещилось еще смутно, и я не имел для него такого надёжного этюда, как для «Варфоломея»… Однако это неясное [лицо] необходимо было сделать ясным, убедительным. Вот тут-то и начались часы сомнений, тревоги…»

Он планировал написать лицо Сергия Радонежского со своего друга, живописца Аполлинария Васнецова, который, несмотря на солидный возраст, выглядел очень молодо. Но после нескольких неудачных попыток Михаил Нестеров написал лик святого с лица неизвестной девушки.

Образ Сергия Радонежского художник поместил на нейтральный фон, благодаря этому картина стилистически похожа на икону. В нижней части этюда Михаил Нестеров прописал яркую траву, она напоминает позем — так на иконах словно обозначают землю.

«Даръ Самарскому музею»

Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия. 1892–1897. Государственная Третьяковская галерея

Эскизы и этюды к картине «Юность преподобного Сергия» хранятся в разных музеях России. Этот этюд находится в собрании Самарского областного художественного музея. В правом нижнем углу картины Михаил Нестеров оставил свою подпись со словами «Даръ Самарскому музею».

В 1891 году в Самаре открылся художественный отдел при Публичном музее, возникшем в 1886 году. Местные живописцы обратились к коллегам с просьбой передать свои работы в музейную коллекцию. Михаил Нестеров подарил музею две картины — этот этюд и работу «Старец. Раб Божий Авраамий».

Смотрите также