Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Монастырь основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. В центре — Троицкий собор, возведенный в 1422–1423 гг. Для иконостаса этого собора Андрей Рублев написал икону «Святая Троица».

История создания

В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.
Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.
В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.
Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.
При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.

Монастырь-крепость

Свою защитную функцию монастырь выполнял прекрасно. Шестнадцать месяцев осаждали монастырь польско-литовские отряды в период Смутного времени. Неприятель значительно превосходил численность защитников монастыря-крепости. Непрерывный обстрел из 63 орудий врага, лишение крепости воды, засылка лазутчиков, «стенобитные хитрости» (например, башни на колесах — «турусы»), многочисленные штурмы не поколебали мужества защитников православной святыни. Из «Сказания об осаде Троицкого Сергиевого монастыря» монаха Авраамия Палицына мы знаем о подвиге крестьян и монахов, ценой своей жизни взорвавших подземный подкоп поляков под башни монастыря, о героическом отряде крестьянина Суеты, обратившего неприятеля в бегство. Кстати, именно здесь, под стенами крепости уже через несколько лет, в 1612 году, готовилось к решительному наступлению народное ополчение Минина и Пожарского.
После осады в монастыре перестраивают стену с башнями (всего их 11), возводят новые храмы и палаты. Протяженность крепостных стен сегодня составляет 1125 метров, а высота их колеблется от 7 до 15 метров. Для своего времени обитель святого Сергия стала одним из крупнейших крепостных сооружений.
Со стороны Москвы вход в монастырский городок открывают Святые врата с надвратной церковью, они отворялись только для патриарха и царя. Для «людей и животных» предназначались Успенские ворота рядом, для странствующих богомольцев, «калик перехожих», со стороны Угличской дороги служили северные Каличьи ворота (высота Каличьей башни — 40 метров).
Темной ночью в августе 1689 года юный царь Петр в одиночку скачет в Троицкий монастырь, чтобы спастись от стрелецкого бунта. Победив в смертельной борьбе за власть с сестрой царевной Софьей, Петр не забывает своими благодарностями обитель. В конце XVII века монастырская площадь украшается огромным каменным зданием Трапезной, одной их самых ярких и нарядных построек монастыря с узнаваемым роскошным убранством в стиле «московское барокко». Храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на средства сподвижника Петра I Григория Строганова в 1693–1699 годах в другом изысканном барочном стиле, «строгановском», украшает Святые врата лавры.
Последним важным штрихом в формировании архитектурного ансамбля монастыря стало строительство новой колокольни. Высотная доминанта лавры возводилась при трех российских императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. 88-метровая пятиярусная колокольня построена в удалении от других зданий центральной площади. Такое расположение сделало удивительно красивое здание равнодействующей всего ансамбля и усилило художественный образ комплекса зданий различных эпох.

Монастырь сегодня

Сейчас колокольня первой встречает гостей Троице-Сергиевой лавры, приближающихся к монастырю. Прекрасные здания почтительно расступаются, чтобы бережно подвести путника к Троицкому собору. Архитекторы XVIII века блестяще решили задачу подчинения высоких и крупных построек историческому и духовному центру ансамбля — усыпальнице преподобного Сергия.
Архитектурный ансамбль лавры, складывавшийся на протяжении четырех столетий, — сегодня своеобразный учебник по истории русского зодчества.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Регистрационный номер: 8
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна