Зарубежное искусство в Радищевском музее

В Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева
хранится большая коллекция полотен иностранных художников разных эпох. Здесь можно познакомиться с работами итальянских, голландских, немецких, французских мастеров. Мы собрали пять интересных экспонатов из этой коллекции — батальное полотно Жака Куртуа, библейские сюжеты Карло Маратты и Джованни Ланфранко, деревенскую сценку Жана Луи Демарна. Читайте о том, как создавались картины, рассматривайте их в приложении Artefact и нажимайте на точки интереса, чтобы узнать еще больше.

Карло Маратта. «Святое семейство»

Итальянский художник XVIII века Карло Маратта учился живописи в Риме, служил придворным живописцем у французского короля Людовика XIV и работал архитектором в родной Италии. Папа Климент XI наградил его церковным орденом и посвятил в рыцари. А современники прозвали Маратту «Карлуччо делла Мадонна» — за то, что в его работах преобладали христианские мотивы и изображения Девы Марии.
На картину «Святое семейство» Маратту вдохновил эпизод из Евангелия, когда Мария с мужем Иосифом и младенцем Иисусом вернулись из Египта, где скрывались от жестокого иудейского царя Ирода. Святое семейство поселилось в городе Назарете. На фоне полотна изображено каменное сооружение, которое напоминает пирамиду: по замыслу художника оно служило отсылкой к другой его картине, «Бегство в Египет».
«Святое семейство» дошло до наших дней не в том виде, в котором его создал Карло Маратта. Другие художники несколько раз дорабатывали картину: отреставрировали лица Марии и Иисуса, полностью закрасили синим покрывало Мадонны, добавили более позднюю вставку внизу полотна.

Жак Куртуа. «Кавалерийская схватка»

Батальное полотно «Кавалерийская схватка» значилось в каталогах Радищевского музея
как работа неизвестного художника. Позже на картине нашли подпись и предположили, что автор — известный французский баталист Жак Куртуа, которого современники прозвали Бургиньоном, или Бургундцем. Однако точно установить авторство невозможно: работы Куртуа очень часто подделывали, многие живописцы подражали его стилю, а сам мастер часто оставлял свои работы без подписи.
Чтобы достоверно изображать сцены военных действий, Куртуа не только обучался живописи, но и пошел служить в армию. Художник редко создавал предварительные наброски для своих работ. Чаще всего он лишь намечал на загрунтованном холсте контур будущего рисунка, используя для этого заостренный конец кисти.

Йозеф ван Оуденховен. «Удачная охота»

Бельгийский живописец Йозеф ван Оуденховен изобразил на картине «Удачная охота» сентиментальную сцену: кавалер преподносит богато одетой даме только что пойманную птицу. Этот сюжет мог иметь и аллегорический смысл: птица в XIX веке считалась символом женского целомудрия, а сцена в таком случае должна была олицетворять соблазнение.
Хотя эта картина создана в середине XIX века, художник написал своих персонажей в нарядах по моде XVIII столетия. Дама одета в пышное платье с кринолином
и двумя разноцветными верхними юбками, ее волосы уложены в высокую прическу, которая открывает лоб. Наряд, однако, не слишком ярок, а волосы не напудрены: по этим деталям можно предположить, что героиня не относится к дворянскому сословию. Кавалер же, напротив, принадлежит к высшему свету: его прическа тщательно уложена и обильно посыпана белой пудрой.

Джованни Ланфранко. «Раскаяние апостола Петра»

Итальянец Джованни Ланфранко прославился как автор картин и настенных росписей на библейские темы. К ним относится и полотно «Раскаяние апостола Петра». Художник вдохновлялся известным евангельским сюжетом. Петр был одним из первых учеников Христа и уверял, что никогда не отступится от него. На это Иисус возражал: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Так и вышло: когда Христа схватили стражники, Петр трижды повторил, что не знаком с этим человеком и никогда не видел его раньше.
Ланфранко изобразил эпизод, который произошел в Евангелии после этих событий. Петр вспомнил о пророчестве Иисуса, раскаялся и обратился к Богу с просьбой о прощении. На камне перед апостолом художник написал ключ — символ будущего предназначения Петра. Сейчас в христианстве этот святой считается привратником Небесного Царства.

Жан Луи Демарн. «На ферме»

Картина Жана Луи Демарна «На ферме» раньше хранилась в коллекции князей Юсуповых. В собрание Радищевского музея она поступила в 1924 году.
Жан Луи Демарн жил в XVIII столетии и был одним из популярных французских живописцев. Он часто подражал в своих работах так называемым «малым голландцам» — представителям известной художественной школы XVII столетия.
Демарн обычно писал картины небольшого формата — пейзажи и жанровые сценки из крестьянской жизни, к которым относится и работа «На ферме». Его персонажи часто выглядели нарочито — словно актеры, которые разыгрывают спектакль на сцене. Об этом говорят неестественные, статичные позы людей на картине.
Чтобы создать мягкое, естественное освещение, Демарн использовал эффект лессировки, который был популярен у фламандских мастеров. Нижний слой краски живописец накладывал плотно, а все последующие делал полупрозрачными. Благодаря такой технике картина приобретала глубину и многослойность, а игра света и тени на ней становилась более выразительной.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна