Книжные памятники России: от «Апостола» до первой рекламы
Национальная электронная библиотека запустила новый онлайн-ресурс, где доступно 8000 книжных памятников — старинных книг и рукописей, гравюр и плакатов, нотных изданий и географических карт. Портал «Культура.РФ» выбрал несколько интересных изданий из этой коллекции. Читайте о них в материале, а на сайте рассматривайте детали.
Книга «Апостол»
![«Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b2392d76-5db1-593e-9635-a6f17157f86f/t_average/1-min-jpg.png)
![Апостол Лука. Гравюра из книги «Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/c6818813-3fba-5cd5-97a6-14a1c8d53ab3/t_average/2-min-jpg.png)
![«Апостол». Москва. Издательство: печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 1564. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/d2ee3bf4-7351-527a-bfcd-454d0f09a0a5/t_average/3-min-jpg.png)
До 1564 года на Руси вышло шесть книг в анонимном издании — без указания места, года и печатника. А в середине XVI века Иван IV приказал устроить в Русском царстве типографию. Она была открыта на средства из царской казны. В апреле 1563 года книгопечатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец начали работу над первым изданием — книгой «Апостол». В марте следующего года она была готова. «Апостол» стал первой точно датированной печатной книгой России.
Мастера украсили издание ксилографическими заставками и инициалами, впервые в книгопечатании появилась гравюра с изображением апостола Луки — он считается автором Деяний Апостолов. Этот текст предназначался для домашнего или келейного чтения (так называемый Апостол-четий). Но поскольку книга разбита на зачала и уставы, она была приспособлена и для богослужений.
Основу издания составляют Деяния и Послания Апостолов. Всего в корпусе — 22 отдельных произведения. В конце книги есть послесловие, из которого можно узнать имена типографов, даты создания книги, а также исторические факты о книгопечатании на Руси.
Атлас Сибири Семена Ремезова
![Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/51ec7f8d-3f5c-56fc-91da-950108622d9c/t_average/6-min-jpg.png)
![Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/d5b27a02-f917-500a-8b90-897f3bed013e/t_average/5-min-jpg.png)
![Атлас Сибири Семена Ремезова. Тобольск. 1701. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/d7d2c56f-7ab7-55f2-b1a8-4b7a02dcc574/t_average/4-min-jpg.png)
Это первый русский рукописный географический атлас. Его создал в 1701 году картограф и энциклопедист Сибири Семен Ремезов. При составлении атласа Ремезов опирался на чертежи прошлых лет, земельные и военные описания, расспросы служилых людей и местных жителей.
По традиции русских чертежей на картах нет градусной сетки и масштаба, а ориентированы они не на север, а на юг. Сами чертежи не отличаются геометрической точностью. Зато огромная территория Сибири показана довольно полно — еще много лет геодезисты не могли превзойти Ремезова.
На чертежах много текстов с подробным описанием Сибири и примыкающих к ней территорий Средней Азии, Монголии и Китая. Показаны рельефы, речная сеть, озера, уделено внимание и растительности, представителям флоры и фауны, указаны населенные пункты, крепости, дороги и расстояния. Охарактеризовал Ремезов и народы, населяющие Сибирь. Впервые в чертеже верно отобразили речную сеть этой местности.
Ботанический журнал Пакстона
![Иллюстрация из Ботанического журнала Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b74d3654-2c86-5cc4-9ef6-8e909ee87f53/t_average/7-min-jpg.png)
![Ботанический журнал Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ab73d504-a83f-5e55-a130-42798664f36e/t_average/8-min-jpg.png)
![Иллюстрация из Ботанического журнала Пакстона. Лондон, Англия. Издательство: «Orr and Smith», 1834. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/5d8eae95-66fc-56a4-bdf8-a0815f81fbd4/t_average/9-min-jpg.png)
Ботанический журнал Пакстона выходил с 1834 по 1849 год, всего было издано 11 томов. Это один из самых популярных журналов по ботанике.
Экземпляр Национальной электронной библиотеки принадлежал императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. В нем есть вручную раскрашенные гравюры, впервые в журнале были представлены изображения бразильской орхидеи и цветущей глицинии.
Джозеф Пакстон — английский архитектор, садовод и ботаник. Он прославился тем, что занимался благоустройством садово-парковых территорий. Именно он придумал конструкцию из стекла и металла, для которой не нужны были внутренние перегородки — по типу современных оранжерей. В 1837 году он возвел Великую оранжерею — самое большое на тот момент стеклянное здание в мире. Пакстон был первым, кому удалось в тепличных условиях вырастить и добиться цветения виктории амазонской — водного тропического растения.
Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании
![Морское чудо. Фрагмент лубка «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании»Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/9d98455c-dfe1-57d7-a48d-a5ac020e9635/t_average/10-min-jpg.png)
![Лубок «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании». Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/95f72b7f-cee2-5666-87ff-5c071c03177c/t_average/11-min-jpg.png)
![Лесное чудо. Фрагмент лубка «Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Испании»Москва. 1739. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/bac2a35a-ebc7-510a-90b5-031d1c036669/t_average/12-min-jpg.png)
В XVIII веке в народных картинках — лубках — появились новые сюжеты и жанры. В середине этого столетия стали распространяться новости, отпечатанные в технике гравюры на дереве или металле. Истории про чудеса и чудищ в пересказе художников подавались под видом реальных случаев. Бытовали картинки о явлении над городом Шлонским удивительного зверя с головой человека. Был и лубок про быка, который не захотел быть животным и заделался мясником.
Народная картинка из коллекции Национальной электронной библиотеки — одна из таких невероятных новостей. Надпись слева сообщает о найденном в Испании «чуде лесном»: «Фигура онаго чюда, которое обрели в Гишпании салдаты, на охоте ходечи в лесу… и повеле его гишпанский король окрестить и привесть в католическую веру…» Справа — фигура огромного человека, покрытого шерстью, с птичьим хвостом и головой необычной формы. Рисунок сопровождает подпись: «Копия из гишпанского местечка Вигоса от 6 апреля. Фустинскаго села рыбаки поимали чюдища морское или так называемого водяного мужика… морское чюдо имеет от головы до ног пол 6 фату длины… оное выписано ис печатных Санкт-Питербурских ведомостеи, полученных маия 20 дня сего 1739 года…»
Читайте также:
Плакат «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» в Москве»
![«Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» во дворе Шереметевского подворья. Москва, 1895 год. Фотография: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/958e26b7-1265-58e3-970d-3296f9117d6d/t_average/13-min-jpg.png)
![Плакат «Товарищество мануфактуры «Эмиль Циндель» в Москве». Москва. Издательство: Лит. Кирстен, преемн. бр. Менерт. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ea1df01e-5369-5f73-a55e-fcc9b76f99f9/t_average/14-min-jpg.png)
![Здание товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель». Москва, 1910-е годы. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва](https://cdn.culture.ru/images/1cf680dd-b468-58d2-824e-d0dc113c7e7d/t_average/03-jpg.png)
Долгое время китайские мотивы использовали в оформлении рекламы для товаров, которые ассоциировались с Поднебесной, — чая, экзотических предметов, парфюмерии. Но на плакате товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель» китайские подписи и образы были добавлены не для антуража. Эта реклама 1911 года — одна из первых экспортных в России.
У фирмы «Эмиль Циндель» были склады не только в Москве и Нижнем Новгороде, но и в Китае, Ташкенте, Узбекистане. Плакат, рекламирующий набивные ткани товарищества, предназначался для маньчжуров и ханьцев — этнических китайцев.
Свою историю товарищество «Эмиль Циндель» ведет с 1825 года — тогда в 1-м квартале Серпуховской части, на берегу Москвы-реки, была основана набивная фабрика. У ее истоков стоял химик-колорист из Германии Георг Штейнбах. Именно при нем стала развиваться ручная набивка цветных рисунков. Но известной фабрика стала при Эмиле Цинделе. О производстве того периода говорили, что набивные ткани «разных цветов и узоров отличаются совершенством работы и изящностью рисунков, равняясь в то время с лучшим заграничным товаром этого рода». В 1874 году, после смерти Эмиля Цинделя, его наследники организовали товарищество на паях. Фирма выпускала модные коллекции тканей с изящными рисунками, внедряла новаторские технологии крашения и славилась по всей стране.
Концерт Симфонического оркестра, воскресенье, 9 августа 1942 года
![Композитор Дмитрий Шостакович выступает на III Всесоюзном съезде композиторов. 1962 год. Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/e31c6e57-0cf4-5752-afce-114de650da5b/t_average/3-255777-jpg.png)
![Ленинградский комитет по радиофикации и радиовещанию Симфонический оркестр. Фрагмент афиши «Концерт Симфонического оркестра, воскресенье, 9 августа 1942 г». Ленинград. Издательство: типография № 1 им. Володарского, 1942. Российская государственная библиотека, Москва](https://cdn.culture.ru/images/572d904c-296f-586c-a9c5-459827b64512/t_average/17-min-jpg.png)
![Композитор Дмитрий Шостакович. 1950-е годы. Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/57e52a5c-e36d-5710-a72f-ed78c69a124e/t_average/33-jpg.png)
В фонде Российской национальной библиотеки часть коллекции посвящена обороне Ленинграда. В собрании — более 20 тысяч афиш концертов, спектаклей, цирковых представлений, пригласительных билетов и различных этикеток, которые рассказывают о культурной жизни города в период Великой Отечественной войны и блокады.
Эта афиша посвящена одному из знаменательных культурных событий в блокадном Ленинграде — первому исполнению Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в городе. Композитор создал ее в 1941 году, позже симфония стала музыкальным символом блокады.
Афишу удалось напечатать лишь в нескольких экземплярах. Одна из блокадниц вспоминала: «Когда мы увидели афиши на улицах, что в филармонии будет концерт, мы не помнили себя от радости. Не могли себе представить, что у нас прозвучит Седьмая симфония Шостаковича…»
Премьера прошла 9 августа 1942 года, оркестром дирижировал Карл Элиасберг. Исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям. Ее слышали не только жители осажденного города, но и немецкие войска, стоявшие под Ленинградом. Позже двое туристов из ГДР признавались Элиасбергу: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».
Смотрите также