Как Иван Тургенев со всеми поссорился

Современники писали, что Иван Тургенев
был вежливым и интеллигентным человеком и строго соблюдал этикет. Однако добрые отношения ему удавалось сохранить не со всеми. Читайте, из-за чего Тургенев ставил Некрасову
ультиматум, почему «судился» с Гончаровым
и как Лев Толстой
вызывал его на дуэль
.

Третейский суд между Тургеневым и Гончаровым

Борис Лебедев. Критик Виссарион Белинский и Иван Тургенев (фрагмент). Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Слева направо сидят: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. Слева направо стоят: Лев Толстой и Дмитрий Григорович. 1856. Фотография: Сергей Левицкий / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Илья Глазунов. Райский (фрагмент). Иллюстрация к роману Ивана Гончарова «Обрыв». Галерея Ильи Глазунова, Москва
Иван Гончаров и Иван Тургенев познакомились в 1847 году на одной из встреч у критика Виссариона Белинского
. Они подружились, начали переписываться и присылать друг другу свои произведения. Писатели посещали одни и те же кружки, и на одном из литературных вечеров Гончаров поделился с Тургеневым наработками романа «Обрыв». Он рассказал о сюжете, характерах и происхождении героев.
В 1858 году Иван Тургенев закончил свою новую книгу — роман «Дворянское гнездо»
. Он пригласил Николая Некрасова, Алексея Писемского и Павла Анненкова на обед, где прочитал произведение. Позже других подошел Иван Гончаров — и обвинил Тургенева в краже идей: якобы персонажи «Дворянского гнезда» были списаны с героев «Обрыва», имели похожие характеры и судьбы. Лаврецкий и Райский выросли без матери, вели светскую жизнь. Лиза, как и Вера по первоначальной задумке Гончарова, в конце «Дворянского гнезда» покинула родовое имение — ушла в монастырь.
Гончаров потребовал у Тургенева убрать из романа часть эпизодов, и тот согласился. После этого Иван Гончаров и Иван Тургенев продолжили встречаться на литературных вечерах, но переписываться стали меньше.
В январе 1860 года в «Русском вестнике» напечатали роман Тургенева «Накануне»
. Незадолго до публикации писатель пересказал его сюжет Гончарову, а позже выслал номер журнала. Гончаров ответил ему письмом, в котором снова обвинил автора в плагиате. Тургенев предложил устроить третейский суд. На нем другие писатели должны были решить, заимствовал ли он фрагменты «Обрыва» в своих романах. Гончаров согласился.
Суд прошел в марте 1860 года. Спор решали литературные критики Павел Анненков, Александр Дружинин, Степан Дудышкин, а также цензор Александр Никитенко. Они пришли к выводу, что произведения писателей имеют небольшие совпадения «в некоторых мыслях и выражениях». Однако это не значит, что Тургенев занимался плагиатом. Его романы похожи на книги Гончарова, потому что возникли «на одной и той же русской почве».
Иван Гончаров согласился с решением третейского суда, а Тургенев решил прекратить общение с писателем и избегать встреч с ним.
Белинский сказал однажды при нем [Тургеневе] про меня: «Другому его романа («Обыкновенная история»
) стало на десять повестей, а он всё в одну рамку уместил!». И Тургенев буквально исполнил это, наделав из «Обрыва» «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»
, «Накануне» — возвращаясь не только к содержанию, к повторению характеров, но даже к плану его!
Иван Гончаров. Мемуары «Необыкновенная история»

«Выбирай: я или Добролюбов»: Иван Тургенев и Николай Некрасов

Николай Дмитриев-Оренбургский. Портрет Ивана Тургенева в костюме охотника (фрагмент). 1879. Литературный музей Пушкинского Дома Российской Академии наук, Санкт-Петербург
Олег Дмитриев. Редакция журнала «Современник»: Авдотья Панаева, Николай Некрасов, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Иван Панаев. 1946. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Яков Полонский. Портрет Ивана Тургенева (фрагмент). 1881. Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького, Рязань
Иван Тургенев и Николай Некрасов дружили с конца 1840-х. Они переписывались, вместе ездили на охоту, делились идеями новых произведений. Писательница Авдотья Панаева вспоминала: «Привязанность Некрасова к Тургеневу можно было сравнить с привязанностью матери к сыну». Некрасов публиковал рассказы Тургенева в своем журнале «Современник»
. Там же напечатали повесть «Ася»
, романы «Рудин»
и «Дворянское гнездо».
В конце 1850-х отношения писателей испортились. Они спорили из-за произведений, которые выходили в «Современнике»: в журнал пришли критики Николай Чернышевский
и Николай Добролюбов, и в издании стали печатать близкие революционерам произведения и критические статьи.
Когда в «Русском вестнике» вышел роман «Накануне», Добролюбов написал о нем статью «Когда же придет настоящий день?». В ней критик рассуждал о революционных мотивах в книге.
Тургенев прочитал статью до ее публикации. И написал Некрасову письмо: «Убедительно тебя прошу, милый Некрасов, не печатать этой статьи: она кроме неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка — я не буду знать, куда деться, если она напечатается». Некрасов отказался: якобы такой вариант мог принести журналу убытки. Тогда Тургенев ответил: «Выбирай: я или Добролюбов».
Сокращенную статью опубликовали в «Современнике» в марте 1860 года. По требованию цензоров из нее убрали «революционные призывы». Однако Тургенев все равно разорвал сотрудничество с журналом, а потом и вовсе перестал общаться с Некрасовым. Вновь они встретились только в 1877 году, когда Некрасов уже тяжело болел. Об этой встрече Тургенев написал стихотворение в прозе «Последнее свидание»
.
Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною. Я отправился к нему, вошел в его комнату… Взоры наши встретились. Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг! <…> Сердце во мне упало… Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку. Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою. Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. <…> Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас. Да… Смерть нас примирила.
Иван Тургенев. «Последнее свидание»

Славянофил против западника: Федор Достоевский и Иван Тургенев

Александр Лебедев. Портрет Федора Достоевского. Иллюстрация из «Каррикатурного альбома современных русских деятелей». Санкт-Петербург: Картографическое заведение А. Ильина, 1878
Петр Строев. Потугин и Литвинов в курзале (фрагмент). Иллюстрация к роману Ивана Тургенева «Дым». 1933. Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Александр Лебедев. Портрет Ивана Тургенева. Иллюстрация из «Каррикатурного альбома современных русских деятелей». Санкт-Петербург: Картографическое заведение А. Ильина, 1878
Федор Достоевский
и Иван Тургенев впервые встретились в ноябре 1845 года. После знакомства Достоевский писал брату Михаилу: «На днях воротился из Парижа поэт Тургенев. <…> Что это за человек? <…> Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, — я не знаю, в чем природа отказала ему?»
Уже через несколько месяцев Тургенев и Достоевский поссорились. Тургенев считал, что их разногласия возникли без причины: «Он [Достоевский] возненавидел меня уже тогда, когда мы оба были молоды и начинали свою литературную карьеру, хотя я ничем не заслужил этой ненависти».
А вот писательница Авдотья Панаева вспоминала, что Тургенев «нарочно втягивал в спор Достоевского и доводил его до высшей степени раздражения». В 1846 году вместе с Николаем Некрасовым даже написал эпиграмму
«Послание Белинского к Достоевскому»
:
Витязь горестной фигуры,
Достоевский, милый пыщ,
На носу литературы
Рдеешь ты, как новый прыщ.
Почти на двадцать лет Федор Достоевский и Иван Тургенев перестали общаться. Возобновили отношения они только в 1860-х. Тогда Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», написал рецензию на его «Записки из Мертвого дома». А Достоевский похвалил «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей».
В июне 1867 года писатели встретились в Баден-Бадене. Они обсудили новый роман Тургенева «Дым» и поссорились снова. Достоевский был близок к славянофилам, Тургенев считал себя «коренным, неисправимым западником». Достоевский назвал «Дым» «западнической клеветой на Россию», обвинял Тургенева в том, что он не знает свою страну, и порекомендовал ему сжечь роман.
В сентябре 1867 года издателю московского журнала «Русский архив» Петру Бартеневу анонимно прислали копию письма Достоевского.
Его [Тургенева] книга «Дым» меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». <…> Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. — Для чего? — спросил он. — Отсюда далеко, — отвечал я; — Вы наведите на Россию телескоп и рассматривайте нас, а то, право, разглядеть трудно.
Письмо Федора Достоевского Аполлону Майкову
от 28 августа 1867 года
Аноним попросил Бартенева сохранить письмо и опубликовать его в 1890-х. Он хотел, чтобы спор Тургенева и Достоевского «рассудили потомки». Тургенев узнал о письме и обратился к издателю с просьбой не печатать его: «Я все-таки почел своей обязанностью теперь же протестовать против подобного искажения моего образа мыслей».
Бартенев все же опубликовал письмо, которое стали называть «донесением потомкам». Его напечатали в 1902 году в журнале «Русский архив».

Дуэль Ивана Тургенева и Льва Толстого

Кирилл Горбунов. Портрет Ивана Тургенева. 1872. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Лев Толстой за работой в кабинете. 1898. Москва. Фотография: П. Преображенский / Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Михаил Нестеров. Портрет Льва Толстого. 1907. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Еще до знакомства с Иваном Тургеневым в 1855 году Лев Толстой посвятил ему рассказ «Рубка леса». Вскоре писатели встретились и начали переписываться. Толстой хвалил «Записки охотника»
Тургенева и подражал ему в своих ранних произведениях. Однако уже в первые месяцы знакомства авторы несколько раз ссорились. Тургенев писал Толстому: «Кроме собственно так называемых литературных интересов — я в этом убедился — у нас мало точек соприкосновения. <…> Идти мне за вами — невозможно, вам за мною также нельзя».
В мае 1861 года поэт Афанасий Фет
пригласил Толстого и Тургенева погостить в его имении. На завтраке писатели начали обсуждать благотворительный проект дочери Тургенева Пелагии. Она по предложению своей гувернантки
«забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности». Толстой высмеял идею Пелагии и назвал ее «театральной сценой». Писатели поссорились.
В тот же день Лев Толстой послал Ивану Тургеневу записку: «Надеюсь, что ваша совесть вам уже сказала, как вы не правы передо мной». Вскоре он отправил второе письмо, в котором вызвал Тургенева на дуэль. Толстой предложил ему «стреляться по-настоящему» на ружьях на опушке леса. И даже послал слугу за оружием и патронами в свое имение Никольское-Вяземское
.
На следующий день Тургенев ответил Толстому. В своем письме он извинился за ссору и предложил Толстому прекратить общение, чтобы избежать конфликтов: «Всякие попытки сближения между такими противоположными натурами, каковы Ваша и моя, не могут повести ни к чему хорошему; а потому… настоящее письмо есть… последнее проявление каких бы то ни было отношений между нами».
Однако в 1868 году они помирились. Толстой в письме извинился перед Тургеневым и предложил ему забыть «враждебные чувства» и «подать друг другу руки». Вскоре писатели вновь встретились. Тургенев посетил Ясную Поляну
, где познакомился с семьей Толстого
. Жена писателя Софья Толстая
вспоминала: «Тургенев… всех нас прельстил своим красноречием».
Писатели общались до 1883 года, когда умер Тургенев. Незадолго до смерти он написал Льву Толстому: «Милый и дорогой Лев Николаевич… выздороветь я не могу, и думать об этом нечего. Пишу же я вам, собственно, чтобы сказать вам, как я был рад быть вашим современником».

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна