7 экспонатов выставки «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени»

Яйцо из белой эмали с букетом полевых цветов из золота внутри; стеклянное пасхальное яйцо — единственный стеклянный императорский подарок; яйцо из карельской березы, внутри которого был заводной слоник из золота, серебра и эмали. Директор Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия) Александр Иванов рассказал порталу «Культура.РФ» истории нескольких предметов легендарного ювелирного дома.

Императорское пасхальное яйцо на подставке

Пасхальное императорское яйцо на подставке. Фирма Карла Фаберже, мастерская Михаила Перхина и Генрика Вигстрема. Россия, Санкт-Петербург. 1904. Золото цветное 72 пробы, алмазы, бриллианты, цветные эмали по гильошированному фону, два больших портретных бриллианта, бархат, слоновая кость, акварель. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Пасхальное императорское яйцо на подставке. Фирма Карла Фаберже, мастерская Михаила Перхина и Генрика Вигстрема. Россия, Санкт-Петербург. 1904. Золото цветное 72 пробы, алмазы, бриллианты, цветные эмали по гильошированному фону, два больших портретных бриллианта, бархат, слоновая кость, акварель. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Пасхальное императорское яйцо на подставке. Фирма Карла Фаберже, мастерская Михаила Перхина и Генрика Вигстрема. Россия, Санкт-Петербург. 1904. Золото цветное 72 пробы, алмазы, бриллианты, цветные эмали по гильошированному фону, два больших портретных бриллианта, бархат, слоновая кость, акварель. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Яйцо из белой эмали император Николай II
заказал Карлу Фаберже
на десятилетие свадьбы с Александрой Федоровной в 1904 году. Сюрпризом внутри яйца стал букет полевых цветов из золота, эмали и бриллиантов в небольшой корзинке. На одном цветке сидел шмель, а на другом — божья коровка, и Фаберже вложил в драгоценное изображение этих насекомых особый смысл.
В то время императрица была в положении, и все гадали, родится у императорской семьи долгожданный наследник или еще одна великая княжна. А божья коровка как раз считалась символом благой вести о рождении наследника — чего Фаберже и пожелал коронованной паре. В свою очередь, шмеля ювелир посадил на драгоценный букет как напоминание о «царе-труженике» Александре III
, десятая годовщина смерти которого также выпала на 1904 год.
Обычно все императорские подарки обсуждали и в свете, и даже в российской прессе — но этот Николай посчитал нужным от общественности скрыть. Яйцо стало самым дорогим пасхальным подарком от Фаберже: оно было действительно большим, с шестью сложными миниатюрами и двумя огромными бриллиантами величиной с ноготь — самыми крупными, которые вообще встречаются в изделиях Фаберже. По тем временам яйцо стоило 12 600 рублей — тогда как, например, жалованье генерала составляло примерно 500. И поэтому во время Русско-японской войны, которая началась в 1904 году и приносила русской армии неудачу за неудачей, Николай не стал афишировать столь дорогой подарок.
На выставке в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» это яйцо экспонировалось впервые за его столетнюю историю. До недавних пор оно считалось утерянным: после революции его местонахождение долгое время не могли установить, а в 1932 году Всесоюзное объединение «Антиквариат» продало яйцо меценату из США по невероятно низкой цене. Долгие годы оно переходило из одной частной коллекции в другую — и наконец попало в Музей Фаберже.

Яйцо «Созвездие Цесаревича»

Императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград. 1917. Клейма: H.W. Золото 72 пробы, бриллианты, горный хрусталь, стекло, нефрит. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград. 1917. Клейма: H.W. Золото 72 пробы, бриллианты, горный хрусталь, стекло, нефрит. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Когда Музей Фаберже обнаружил стеклянное пасхальное яйцо в 1993 году в США, эксперты поначалу сомневались в подлинности изделия, ведь Фаберже никогда не создавал стеклянных императорских подарков. Директор музея Александр Иванов проконсультировался с Татьяной Фаберже, праправнучкой легендарного ювелира, которая сперва сказала, что клеймо на яйце — фальшивка. Но буквально через несколько месяцев она обнаружила в архивах описания эскизов именно этого яйца, а также упоминания о нем в письмах Агафона, сына Фаберже, и Франца Бирбаума, художника ювелирного дома, — и эти документы подтвердили подлинность находки.
Бирбаум писал: «Я не имею понятия о местоположении яйца, но довольно точно помню, как оно выглядело. Яйцо было выполнено из темного голубого стекла и инкрустировано изображением созвездия (Льва — Прим. ред.), под которым родился цесаревич. Оно поддерживалось херувимами и облаками из опакового горного хрусталя. Это произведение содержало часы с вращающимся циферблатом. Исполнению пасхального яйца помешала Первая мировая война
, херувимы и облака были изготовлены, а само яйцо с инкрустацией и пьедестал остались незаконченными»
.
Агафон Фаберже долгие годы искал это яйцо. Он пытался найти хоть какую-то информацию о нем в самых разных источниках, и минералог Александр Ферсман ответил ему на одно из многочисленных писем: «…часы из синего стекла, о которых вы особенно беспокоитесь, с созвездием Льва были оприходованы и уже их вернуть невозможно». Нашел ли сын Фаберже яйцо из голубого стекла, сегодня уже доподлинно неизвестно. Существует версия, что именно он вывез его за границу, когда бежал в Финляндию по льду Финского залива, но она не имеет весомых доказательств.

Яйцо из карельской березы

Пасхальное императорское яйцо с подставкой и заводным ключом в оригинальном футляре с Императорским Гербом. Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград. 1917. Карельская береза, золото 72 пробы, сапфир (ключик от сюрприза: золото 72 пробы, серебро 88 пробы, алмазы, эмаль, сталь). Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Пасхальное императорское яйцо с подставкой и заводным ключом в оригинальном футляре с Императорским Гербом. Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград. 1917. Карельская береза, золото 72 пробы, сапфир (ключик от сюрприза: золото 72 пробы, серебро 88 пробы, алмазы, эмаль, сталь). Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Еще одно необычное яйцо Фаберже создал из карельской березы. Николай II заказал его как пасхальный подарок своей матери Марии Федоровне, и ювелир подошел к заказу с юмором. В письме Александру Керенскому Фаберже писал, что хочет вручить царю на счастье самое простое пасхальное яйцо из березы — что он и сделал. Однако сюрпризом в яйце был небольшой механический слоник, сделанный из золота, серебра и эмали и усыпанный бриллиантами и алмазами. Слоника заводили ключом — также драгоценным — и он мог некоторое время шагать. Фаберже вручил яйцо царю, однако подарить его Марии Федоровне Николай уже не успел.
Эксперты долгое время сомневались, действительно ли яйцо попало к императору — но в ходе исследований обнаружили счет на имя Николая от фирмы Фаберже на несколько предметов, в числе которых были то самое «березовое» яйцо и некая костяная резная мышь. Позже удалось установить, что эту самую мышь у одного из членов царской семьи изъяли прямо перед арестом: покидая Петербург, семья Николая II не могла забрать с собой многочисленные драгоценные подарки — но вот «простую» мышку от Фаберже они взяли с собой на память.

Императорские подарки

Набор из кувшина и рюмок в виде фигурок зайца и шести зайчат. Фирма Карла Фаберже. Россия, Москва. 1894. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Рюмка из набора в виде фигуры зайца. Фирма Карла Фаберже. Россия, Москва. 1894. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Набор из кувшина и рюмок в виде фигурок зайца и шести зайчат. Фирма Карла Фаберже. Россия, Москва. 1894. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
В конце XIX века Николай II заказал у Фаберже подарок для болгарского цесаревича Бориса — в то время русский и болгарский престолы были весьма дружны. Николай хотел сделать подарок с юмором: он предложил ювелиру идею сервиза для вина с такими рюмками, которые невозможно было бы поставить, не выпив до дна, чтобы не пролить содержимое. И Фаберже создал необычный набор в виде зайцев, в котором большая зайчиха была кувшином, а зайчики — хитрыми стопками. Набор долгое время хранился в Болгарии, и только в 1950-х годах его продали американскому коллекционеру.
Впрочем, царские подарки Николай II делал не только венценосным особам: в 1896 году император заказал Фаберже оригинальное украшение для легендарной актрисы Марии Ермоловой
. Брошь в виде бабочки, на которой есть все виды драгоценных камней — бриллианты, рубины, опалы, сапфиры, — император подарил артистке на ее бенефисе.
Брошь «Бабочка». Фирма Карла Фаберже. Россия. 1895-1896. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия

Предметы обстановки из кабинетов фирмы Фаберже

На выставке можно увидеть, в какой обстановке работали сам Карл Фаберже и сотрудники его ювелирного дома. Например, здесь есть телефон, который стоял в кабинете Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге. Сам аппарат купили у фирмы «Эриксон», так как в России телефонов не производили, но стальную подставку для телефона сделали в самой фирме Фаберже.
Также среди экспонатов — латунная лампа и лупа Михаила Перхина — ведущего мастера фирмы конца XIX века. Перхин родился в крестьянской семье и в 16 лет отправился в Санкт-Петербург, где поступил в ученики к ювелиру, имя которого не сохранилось. В фирме Фаберже он открыл собственную мастерскую, в которой под его руководством были созданы многие императорские пасхальные яйца — в том числе и самое дорогое яйцо Фаберже 1904 года.
Телефон настольный с №304. Начало ХХ века. Сталь, красное дерево. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия
Рабочая лампа с лупой. Фирма Карла Фаберже. Россия, Москва. Начало ХХ. Латунь, стекло, дерево (липа), сталь, электрический провод. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия

Музей Фаберже в Баден-Бадене — один из первых российских музеев за рубежом. Со времен его основания в 2009 году музей ежедневно получает сотни писем от владельцев изделий фирмы Фаберже, которые просят оценить их подлинность. Изучая такие предметы и работая с российскими и зарубежными архивами, сотрудникам музея удалось установить, в каких собраниях и частных коллекциях находятся практически все утерянные произведения Фаберже, о существовании которых известно на сегодняшний день.
Фотографии предоставлены организаторами выставки.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна