Самобытная Россия: мари

Небольшой финно-угорский народ мари — потомки древнего населения Среднего Поволжья. Марийцев часто называют последними язычниками Европы: некоторые из них до сих пор молятся тем же богам, которых чтили их предки. «Культура.РФ» рассказывает об истории и культуре самобытного народа.

Кто такие марийцы

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Памятник Александру Пушкину и литературному герою Евгению Онегину. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Вечерний вид на причал и набережную Брюгге. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Древнейшая родина марийцев — Среднее Поволжье, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Историки считают, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли раскинулись по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. После монголо-татарского нашествия
марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства.
В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную повинность и высокие налоги, а также насильственно обращала марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и бунтовало почти 30 лет — этот период вошел в историю как Черемисские войны. Некоторые марийцы ушли со своей исторической родины в Башкортостан, Татарстан и Пермский край. Эту часть народа стали называть восточными марийцами.
Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть местных отатарилась и приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество полностью — некоторые марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам.

Традиционная марийская религия

Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему марийцы обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Есть и злые духи — Керемет, Вувер. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.
У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. С древних времен в Республике Марий Эл их сохранилось более 300. Марийцы верят, что во время молений в священных деревьях, онапу, пребывают боги.
Лес и место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины. Карт бьет в бубен и отчеканивает ритм ножом и топором — так он отгоняет злых духов от священного места. Добрых богов он просит о плодородии, здоровье, достатке и семейном счастье.
Чтобы боги услышали молитвы, марийцы преподносят им дары. Чаще всего это пресный хлеб, вареный гусь и традиционные трехслойные блины — коман-мелна. После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не выбрасывают: их либо сжигают, либо забирают домой. Закончив молебен, в священной роще наводят порядок. Леса неприкосновенны — здесь не ломают веток, не собирают грибов и тем более не оставляют мусор.

Марийская культура

Жительница села Большой Китяк в национальном марийском костюме. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
Традиционный марийский праздник почитания святого Акпатыра. Фотография: Егор Алеев / ТАСС
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные
и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.

Автор: Снежана Черныш
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна