7 национальных праздников лета

Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду — наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные летние праздники народов России, дошедшие до наших дней.

Иван Купала

Праздник Иван Купала. Фотография: Валерий Матыцин / ТАСС
Праздник Иван Купала. Фотография: Валерий Матыцин / ТАСС
Юханнус у финнов, Лиго (или Янов день) у латышей и эстонцев, Йонинес у литовцев, Купалье у белорусов, Иван Купала у украинцев и русских. Главный летний праздник этих народов имеет общие языческие корни. В прибалтийских странах он, как и в древности, приходится на день летнего солнцестояния, но обычно отмечают Иванов день не строго 22 июня. Например, в Латвии официальные выходные в честь летнего праздника — 23 и 24 июня. У православных Иван Купала сместился на 7 июля и стал совпадать с Рождеством Иоанна Крестителя.
Традиция празднования Иванова дня практически не изменилась. В самую короткую ночь года принято одеваться в национальную одежду, готовить блюда традиционной кухни и устраивать игрища, связанные с огнем, водой и травами. Считается, что в праздничную ночь до захода солнца нужно обязательно искупаться в реке или озере. Ближе к закату разжигают костры и устраивают через них прыжки. В купальскую ночь также собирают цветы, из которых потом плетут венки. После праздника эти венки высушивают и хранят дома: считается, что они имеют особые целебные и защитные силы. Также с помощью купальских венков можно гадать: нужно опустить венок в реку и посмотреть, как далеко он уплывет, — если отдалится от берега, это обещает скорое замужество, долгую жизнь и счастье.

Ысыах

Праздник Ысыах. Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»
Праздник Ысыах. Фотография: Роман Фомин / фотобанк «Лори»
Главный праздников лета у якутов — Ысыах. Обычно он приходится на день летнего солнцестояния 21 июня. Праздник знаменует начало Нового года в традиционном скотоводческом календаре. Предки якутов в этот день устраивали торжественную встречу божествам айыы — покровителям коневодства и скотоводства.
Ыысах получил свое название от слова «ыс» — кропить, брызгать. Отсюда и обряд, во время которого кобыльим молоком — кумысом — окропляют землю. Кумысом также угощают гостей и обрызгивают огонь. По традиции Ысыах устраивается внутри круга из молодых берез — священного дерева якутов.
Во время праздника проходят конные скачки, соревнования по прыжкам, борьбе. Это отголосок древних ритуальных игр — они символизировали переход от старого года к новому. Центральное место в празднике занимает хоровод — осуохай. Во время массового танца люди движутся «по солнцу», то есть по часовой стрелке. Каждый гость Ысыаха должен пройти хотя бы один круг хоровода.

Сабантуй

Праздник Сабантуй. Фотография: Владимир Федечкин / фотобанк «Лори»
Праздник Сабантуй. Фотография: Владимир Федечкин / фотобанк «Лори»
Сабантуй отмечали еще в раннее Средневековье. Название этого праздника образовалось от слов «сабан» — «плуг» и «туй» — «свадьба, торжество». Изначально Сабантуй приходился на середину весны, когда тюркские народы праздновали начало полевых работ. В советское же время стали отмечать окончание посевной.
Сегодня Сабантуй проходит летом — его празднует практически весь Татарстан и Башкортостан. Гулянья проходят также в крупных городах России и зарубежья, где живут татары. Главный, федеральный Сабантуй обычно проводят в Чебоксарах в начале июля.
Самые старые из сохранившихся традиций праздника — скачки, состязания в беге и борьба. В XIX веке на Сабантуе появились и шуточные соревнования: бег в мешках, лазание по гладкому столбу, бои мешками с соломой, перетягивание каната.

Семык

Геннадий Петухов. Семык (фрагмент). 2019. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Елабуга, Республика Татарстан
Геннадий Петухов. Семык (фрагмент). 2019. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Елабуга, Республика Татарстан
Главный праздник марийцев знаменует собой наступление лета. Он родственен старинному славянскому празднику — Зеленым святкам, главным днем которых был Семик. Его отмечали незадолго до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи. У русских, правда, этот праздник вытеснила православная Троица, у крещеных же марийцев Семык существует как самостоятельный праздник и сегодня. Они празднуют его на Троицкой неделе — со среды до воскресенья. В эти дни марийцы поминают умерших родственников.
Первый день Семыка всегда считался особенно опасным — люди старались не выходить из дома и не выгонять со двора скотину, чтобы очнувшиеся от зимней спячки души умерших не навредили хозяйству. Чтобы задобрить покойных, каждая марийская семья проводила поминальный обед: для усопших угощение клали на отдельное блюдо. Ночью жгли костры, собирали целебные травы, молодежь до утра играла и развлекалась. Сегодня этот праздник больше похож на фольклорный фестиваль.

Гербер

Праздник Гербер. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Праздник Гербер. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Гербер — национальный удмуртский праздник. Он стал общереспубликанским в 1992 году, до этого его отмечали в разных деревнях и под разными названиями. Раньше день празднования зависел от погоды и сроков полевых работ — Гербером завершалась посевная. Ритуальный покос, бросание яиц в первую борозду, трапеза в поле, приготовление особой каши, обряд «свадьба поля» с участием девушки и юноши, изображавших жениха и невесту, — все это должно было обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.
Современный Гербер — это скорее возможность окунуться в удмуртскую культуру: услышать народную музыку, приобрести поделки местных мастеров, попробовать перепечи — ватрушки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, которые запивают традиционными напитками — кумышкой и суром.

Хэбденек

Александр Попов. Эвенкийские узоры (фрагмент). 1981. Эвенкийский краеведческий музей, поселок Тура, Эвенкийский район, Красноярский край
Александр Попов. Эвенкийские узоры (фрагмент). 1981. Эвенкийский краеведческий музей, поселок Тура, Эвенкийский район, Красноярский край
Эвены — северный народ — в древности жили по лунному календарю. Отсчет нового календарного цикла начинали летом — 22 июня. Эвенский Новый год называется Хэбденек, что значит «веселье», его отмечают в день летнего солнцестояния. Эвены верили, что в это время приоткрываются врата между мирами и духи слышат всё, о чем просят люди.
C 1997 года Хэбденек стали праздновать в Магадане, в районе устья реки Дукча. Как и в старину, желающие собираются в пять часов утра — увидеть первые лучи нового солнца. Старейшины проводят обряд кормления огня и благодарения Земли. На разных площадках устраивают выставку ремесел коренных народов Севера, готовят магаданскую уху с чаем из таежных трав и участвуют в хороводе хэде под звуки бубнов. Одна из любимых традиций Хэбденека, которой следуют и в наше время, — загадывание желаний. Чтобы они исполнились, нужно завязать ленточку на специальную веревку — «дэлбургэ».

Тун-пайрам

Праздник Тун-пайрам. Фотография: Игорь Боголюбов / фотобанк «Лори»
Праздник Тун-пайрам. Фотография: Игорь Боголюбов / фотобанк «Лори»
Праздник первого айрана, или Тун-пайрам, — одно из главных событий в культурном календаре Хакасии. Тюркские кочевники-скотоводы отмечали день айрана еще 2000 лет назад. Праздник приходился на конец мая — начало июня, когда скот перегоняли с зимних пастбищ на летние. Животные начинали питаться свежей травой, и появлялось много молока. Для праздника из первого молока готовили айран, а из айрана перегоняли молочную водку араку. Люди преподносили духам священную пищу, прося об изобилии. Хранителем скота считался специально отобранный конь — ызых, которого во время обряда омывали молоком, окуривали благовониями и отпускали на волю.
Новейшая история Тун-пайрама ведет отсчет с 1980 года. Главный праздник проходит на Сагайской поляне около села Аскиз и приурочен ко Дню Республики Хакасия, который отмечают 3 июля. По-прежнему проводится обряд подношения духам, гости соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, прыжках и борьбе. В одном из традиционных состязаний нужно взять камень весом около 80 кг, присесть с ним, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.

Автор: Екатерина Гудкова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна