Публикации раздела Театры

«Театры не появляются по воле одного человека»

Дмитрий Брусникин был актером, режиссером и театральным педагогом. Он не только снимался в кино, ставил спектакли, но и создал свою «Мастерскую», возглавлял экспериментальный театр «Практика». Знакомимся с творчеством Брусникина и историей его коллектива.

Дмитрий Брусникин в спектакле Виктора Рыжакова «Иллюзии». на Малая сцена МХТ им. Чехова, Москва, 2015 год. Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

Брусникин родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (Германия). Из-за работы отца (он был военнослужащим) семья часто переезжала — Брусникин поменял более десяти школ. Вслед за старшим братом он поступил в Московский институт электронной техники в Зеленограде, однако вскоре оставил учебу. В 1975 году он стал выступать на сцене Народного театра — там же, в Зеленограде. В 20 лет Брусникин по совету актера и педагога Виктора Коршунова решил поступать в театральный. Он подал документы в Щепкинское и Щукинское училища, Школу-студию МХАТ. Везде его приняли, но свой выбор он остановил на школе-студии — поступил на курс к Олегу Ефремову.

Уже через два года, в 1980-м, Дмитрий Брусникин получил свою первую роль: на Малой сцене МХАТа он сыграл Александра Ульянова в спектакле «Путь». В труппу театра его приняли сразу после окончания актерской школы, тогда же он стал и преподавать в школе-студии. Он сыграл более двух десятков театральных ролей — был занят в спектаклях «Валентин и Валентина», «Евгений Базаров», «Дядя Ваня», «Иванов» и других.

Дебют в кино состоялся в 1984 году — Брусникин снялся в картине «Отряд» режиссера Алексея Симонова. Всего он сыграл в более чем 30 фильмах и сериалах: «Марш Турецкого», «Самая красивая», «По зову сердца», «Летнее происшествие», «Петербургские тайны», «Любовь на острие ножа». В конце 1980-х Брусникин работал в театре-студии «Человек». На его сцене он поставил свой первый спектакль — «В ожидании Годо» по пьесе ирландского писателя Сэмюэля Беккета.

Спектакли он ставил и на сцене МХТ имени Чехова. В его режиссуре появились постановки «Платонов», «Плач в пригоршню», «Гроза». За спектакль «Он в Аргентине» по произведению Людмилы Петрушевской Брусникин получил премию Олега Табакова.

Дмитрий Брусникин на церемонии вручения Театральной премии «Московского Комсомольца». Москва, 2016 год. Фотография: Станислав Красильников / ТАСС

Вместе с Романом Казаковым Брусникин преподавал дисциплину «Актерское мастерство» в Школе-студии МХАТ. Выпускниками их первого набора были Сергей Лазарев и Екатерина Соломатина, Анастасия Скорик, Юрий Квятковский и другие. Но особенно отличился выпускной курс 2015 года, который еще во время учебы стали называть «Мастерской Дмитрия Брусникина».

«Я придерживаюсь такой точки зрения, что театры не появляются по воле одного человека. Они появляются в силу каких-то загадочных обстоятельств. Если говорить пафосно — значит, что время пришло. Время пришло именно этому поколению держаться группой и заявлять о себе не персонифицированно, а как некий коллектив»
Дмитрий Брусникин

«Мастерская» заявила о себе на втором курсе — студенческий спектакль «Это тоже я. Вербатим» смог конкурировать с постановками профессиональных театров. Серию этюдов, в основе которых интервью с простыми людьми, горожанами, называли Гимном России. Материалы для своих спектаклей брусникинцы собирали и в разговорах с пожилыми деятелями театра (спектакль «До и после»), и в диалогах с попутчиками (постановка «Транссиб»). «Мастерская Дмитрия Брусникина» всегда реагировала на события в общественной жизни, на то, что происходит прямо сейчас.

«Думаю, что спектакль «Это тоже я» сильно повлиял на ребят. Мы его делали всей командой педагогов. Мы впервые ввели в систему обучения школы-студии вербатим как таковой. Много лет назад я приносил вербатим как технологию в школу-студию, когда меня познакомил с ней ныне ушедший Миша Угаров и группа людей, которые занимались тогда документальным театром. Тогда, когда мы принесли эту технологию собирания текста, у студентов это не вызвало никакого интереса — не пошло. А спустя почти пятнадцать лет сработало. «Это тоже я» сильно повлиял на формирование «Мастерской»
Дмитрий Брусникин

Брусникинцы поставили спектакли «Кандид» и «Второе издание», «Война еще не началась» и «Не про это», «Сван» и «Бы». Постановки «Мастерской» каждый раз проходили в разных местах — в «Боярских палатах», в «Театре.doc», на заводе «Кристалл».

В 2015 году Брусникина назначили заместителем художественного руководителя Московского драматического театра «Человек». Его «Мастерскую» в полном составе зачислили в труппу театра. В 2018 году брусникинцы, снова в полном составе, перешли в театр «Практика», Дмитрий Брусникин стал его художественным руководителем, но новый сезон театр встретит уже без него.


Автор: Евгения Ряднова

Смотрите также