Архитектурное копирование
Известные зодчие прошлых веков «специализировались» на столичных зданиях: строили дворцы и особняки, величественные храмы и небольшие церкви с интересными архитектурными особенностями. Многие проекты потом дублировали в русской глубинке. Об архитектурных репликах столичных построек читайте в материале портала «Культура.РФ».
Копии Чесменской церкви в Петербурге
![Чесменская церков Иоанна Предтечи. Фотография: A.Savin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21758069" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/7c3bba05-31f2-598e-a3a2-b06f8e1bf82c/t_average/spb_06-2012_chesme_church-jpg.png)
![Спасо-Преображенская церковь в селе Красном. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/689b6467-4be1-5742-9e8f-817e30921154/t_average/uklot0u-jpeg.png)
У знаменитой Чесменской церкви Иоанна Предтечи — ее Юрий Фельтен построил в 1780 году — было сразу две реплики. Одна из них — Спасо-Преображенская церковь в селе Красном, которое принадлежало в те годы дворянскому роду Полторацких. Доподлинно неизвестно, занимался ли ее строительством сам Фельтен, или здание возводили просто по его чертежам. В любом случае некоторые архитектурные детали интерпретированы довольно вольно: стрельчатый орнамент фасадов более витиеватый по сравнению с Чесменской церковью; в декоре использован местный белый камень, в то время как в оригинале скульптурные детали изготовлены из гипса. Также в Преображенской церкви сделали сразу три входа, хотя в Чесменской был всего один.
У петербургского храма было еще одно повторение — Никольская церковь в селе Посадниково Псковской области. Церковь построили по указу фаворита Екатерины II Александра Ланского. В целом архитектурные детали храма совпадали с его петербургским прототипом. Главное отличие — колокольня, которую построили рядом. В ансамбле Чесменской церкви ее не было. До сегодняшнего дня сохранились лишь фотографии Никольской церкви в селе Посадниково: в 1920-е годы ее разрушили.
Провинциальные версии московской церкви Козьмы и Дамиана на Маросейке
![Церковь Козьмы и Дамиана, Маросейка, Москва. Фотография: Lodo27 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8796209" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/a9d0beb2-1450-5a4e-a9f5-2d21e239a3aa/t_average/hwzdl68-jpeg.png)
![Церковь Николая Чудотворца в селе Карачарово, Московская область. Фотография: Kirill Beruchan / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17703586" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/033b8dc3-5a3d-50be-b1d4-f91b3f6ec9e3/t_average/church_of_saint_nicholas_-karacharovo-_03-jpg.png)
Церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке построили в 1791–1793 годах по проекту Матвея Казакова. Средства на ее возведение выделил владелец соседнего дома — Михаил Хлебников. Казаков придумал необычную планировку церкви: храм состоял из четырех помещений в форме цилиндра: основного пространства церкви, апсиды (алтарной части) и двух боковых приделов. С западной стороны находились трапезная и колокольня.
В дальнейшем храм с таким необычным планом повторяли не раз. Одна из ее реплик находится в Рязанской области — Спасская церковь в Протасьевском углу. Композиция этого храма полностью повторяет московскую церковь: те же равные по размерам апсида и приделы. Сегодня церковь нуждается в реставрации. Однако пока искусствоведы не могут доказать, что ее также построил сам Матвей Казаков, восстановление откладывается.
Другая копия церкви на Маросейке — Никольская — находится в подмосковном селе Карачарово. Храм построили по указу графа Льва Разумовского. Его архитектура в точности повторяет московский храм Козьмы и Дамиана, так что строительство церкви также приписывают Матвею Казакову. Сегодня состояние храма близко к разрушению.
Читайте также:
Одинаковые мосты через Фонтанку в Петербурге
![Старо-Калинкин мост на реке Фонтанке, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Тарасенков / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/8ec8cbb6-cf8e-504f-9ad8-efc4389caa51/t_average/wj9lmh4-jpeg.png)
![Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге. Фотография: Alex 'Florstein' Fedorov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27875114" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/a093259b-4783-567c-a809-75c65dbd2eb8/t_average/1630px-lomonosova_bridge_spb_01-jpg.png)
В конце XVIII века в Петербурге построили семь однотипных мостов через Фонтанку. Среди возможных авторов этого проекта — Фридрих Бауэр, Юрий Фельтен, Василий Баженов и другие архитекторы. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что типовой проект разработал французский инженер Жан-Родольф Перроне, автор парижского моста Согласия.
Трехпролетные мосты установили на каменные опоры. Центральный пролет у каждого был разводной: механизмы «прятались» в изящных гранитных башенках. Позже пять мостов были перестроены. И только два моста из первоначального «комплекта» сохранили прежний вид. Это Старо-Калинкин — неподалеку от устья Фонтанки — и мост Ломоносова.
Уменьшенная копия храма Христа Спасителя в Ростове-на-Дону
![Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография: Вадим Анохин / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/95dd3cc0-9a57-518f-b4b0-7a80e9a66020/t_average/825026-jpg.png)
![Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Фотография: Дмитрий Артемьев / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35899239" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/cf904f34-0521-5b31-a622-177cac0d1507/t_average/1620px-kafedralnyi_sobor_v_rostove-jfif.png)
Константин Тон был одним их самых известных зодчих своего времени. В основном архитектор строил здания для Москвы и Петербурга, но много времени он уделял и типовым проектам — русско-византийские церкви по ним часто строили далеко за пределами двух столиц. Так в Ростове-на-Дону появилась уменьшенная копия храма Христа Спасителя — собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Ростовский храм отличался от московского прототипа колокольней: здание в четыре яруса высотой 75 метров построили рядом с церковью. В 1932 году церковь была закрыта: кресты с куполов сняли, иконостас разобрали, все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма разместили склад, а затем зверинец. Однако уже в 1942 году церковь снова открыли для богослужений.
Два одинаковых вокзала в двух столицах
![Московский вокзал, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/e68bd031-6698-5f31-89a9-76d16549683f/t_average/825035-jpg.png)
![Николаевский вокзал (Ленинградский) в Москве. Фотография: Lilit 74 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28711533" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/31022b1f-bfe9-57b9-bad1-782746e04648/t_average/1547px-zdanie_leningradskogo_vokzala-jpg.png)
Константин Тон стал автором двух идентичных зданий вокзалов: Московского вокзала в Петербурге и Николаевского в Москве — позже его переименовали в Ленинградский. Строить их начали одновременно в 1844 году, однако Николаевский вокзал закончили на два года раньше — в 1849 году. Внешне здания выглядели абсолютно одинаково: постройки в стиле неоренессанс с двухъярусными башенками посредине и рядами больших венецианских окон по фасадам. Внутреннее убранство вокзалов в Москве и Петербурге также не отличалось: на первом этаже располагались вестибюли, залы для пассажиров и специальные императорские апартаменты. На втором находились служебные квартиры железнодорожников.
Автор: Лидия Утёмова
Смотрите также