Публикации раздела Музеи

Artefact: узнать об экспонате всё

Знакомы с Artefact? Подготовили для вас публикацию, которая демонстрирует все возможности мобильного приложения на примере произведений искусства из разных регионов России. Слушайте аудиогиды, которые рассказывают об истории экспоната. Листайте изображения и нажимайте на «точки интереса», чтобы узнать любопытные факты. Или скачивайте Artefact и пользуйтесь приложением прямо на экране. Подробная инструкция — над каждым произведением искусства.

«Жертвоприношение Ифигении»

«Жертвоприношение Ифигении» из коллекции Государственного музея-усадьбы «Архангельское» — единственная картина Жана Тасселя, которая хранится в России. Изначально считалось, что полотно принадлежит кисти Шарля Лебрена — известного парижского художника XVII века, руководителя Королевской академии живописи и скульптуры. Жана Тасселя признали автором картины в 1978 году после долгих исследований.

В 2010 году работа была практически уничтожена: она находилась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, где случился пожар. Однако картину удалось спасти и реставрировать: специалисты центра укрепили ее красочный слой и восстановили все утраченные фрагменты и потертости на полотне

Иконостас Покровской церкви

Покровскую церковь Кижского погоста построили в конце XVII века. И храм, и весь архитектурный ансамбль погоста входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В советские годы церковь не работала — богослужения здесь прекратились в 1937 году. Однако в 1949–1959 годах храм отреставрировали.

Тогда же реконструировали и иконостас. Его воссозданием занимался архитектор Александр Ополовников, а проект реставрации разработала в 1948 году Вера Брюсова — исследователь древнерусской живописи. Она предложила план четырехрядного тяблового иконостаса: именно такие часто встречались в деревянных церквях Севера до XVIII века. Образа крепились на тябло — деревянные поперечные расписанные брусья. Иконы для него выбрали из музейного собрания «Кижская коллекция». Большая их часть находилась в самом храме, а часть привезли из церквей и часовен Заонежья.

«Разбитие Наполеона при переправе через Березину 16 и 17 ноября 1812 года»

Гравюру «Разбитие Наполеона при переправе через Березину 16 и 17 ноября 1812 года» создал художник Сергей Федоров в 1814 году. Этот лист относится к серии «Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствие достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем в 1812 году» — над ней Федоров работал совместно с Иваном Беггровым.

На медной гравюре изображен бой между войсками Наполеона и российской армией. Сражение состоялось 26–29 ноября 1812 года на берегах реки Березины. Во время переправы через реку лишь треть наполеоновской армии смогла прорваться на запад — остальные солдаты погибли. После сражения на Березине во французском языке появилось выражение «c'est la Bérézina» (буквально «это Березина»), которое обозначает крах и полный провал.

«Новый год» Юрия Пименова

Художник Юрий Пименов родился в 1903 году, учился в Высших художественно-технических мастерских и множество своих живописных произведений посвятил столице Советского Союза. Любитель, как он говорил, «лирического и нарядного искусства», писал Москву молодой и шумной — с большими стройками, генеральными уборками, веселыми праздниками и проливными летними дождями.

Картину «Новый год», которая сегодня хранится в коллекции Белгородского государственного художественного музея, Пименов создал в 1949 году. Еще свежа память о минувшей войне: в центре композиции — офицер с боевыми наградами на груди. Однако картина полна и атрибутов мирной праздничной суеты: в прихожей брошены шубки и пальто, которые пришли на смену тяжелым бушлатам, на комоде лежат забытые мандарины, а в бокалы уже разлито шампанское.

Статуэтка «Балерина Карсавина»

Фарфоровую статуэтку «Балерина Карсавина» в 1914 году создал Серафим Судьбинин. В серии портретов скульптор воссоздал театральных артистов в разных образах. Среди статуэток была фигура Леонида Собянина в роли Ромео, Анны Павловой, танцующей партию Жизели, и Сильфида — Тамара Карсавина. Фигурки Карсавиной и Павловой поступили в Острогожский историко-художественный музей имени И.Н. Крамского в 1967 году, когда коллекционер Михаил Милютин передал сюда свое собрание фарфора, старинной мебели из ценных пород дерева, венецианского стекла и бисерного шитья.

Статуэтка «Балерина Карсавина» ранее была разбита и склеена — с грубыми швами, следами клея и даже утерянными фрагментами. Ее отреставрировали специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Фигурку вновь разобрали, зачистили швы, дополнили недостающими деталями, склеили заново и затонировали.


Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова

Смотрите также

Жизнь «Русского Парнаса»
Интервью с директором музея-усадьбы «Остафьево».
Усадьба Абрамцево в русской культуре
Как один дом объединил Аксакова и Гоголя, Репина и Васнецова.
Версаль Петра Великого
Дворцы и фонтаны — собрали главные места Петергофа, которые обязательно нужно посетить.