Ханский дворец в Бахчисарае

Основание города Бахчисарая в долине реки Чурук-Су исследователи относят к концу XV — началу XVI века. После развала Золотой Орды, в 1443 году, бывший наместник золотоордынского хана в Крыму, Хаджи I Герай, родоначальник династии Гераев, провозгласил себя крымским властителем и объявил об образовании независимого Крымского ханства. Его сын, Менгли I Герай, примерно в 1513–1515 годах избрал Бахчисарай столицей ханства и начал возводить в нем дворец, вокруг которого город разросся.

Строительство дворца

Зависимость от Османской империи отразилась на архитектуре дворца, который строился под сильным влиянием стамбульского искусства. Образцом для подражания мог послужить дворец Топкапи — резиденция султана. С каждым новым властителем Крыма Бахчисарайский дворец достраивался, к нему присоединялись дополнительные помещения, выполнялись ремонтные работы. При Девлете I Герае возвели первое ханское дюрбе, иначе говоря — мавзолей, при Исляме III Герае — второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае был построен зал для официальных приемов.
В своем плане дворец формируется вокруг большого парадного двора, который служит образом райского сада, как и весь комплекс, ведь название Бахчисарай переводится с крымско-татарского как «сад-дворец». Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к 1740–1741 годам, прежние сооружения были сожжены в 1736 году, в результате вторжения русских войск под командованием фельдмаршала Миниха. Восстановление дворца после пожара продолжалось до второй половины XVIII века, были построены Большая Ханская мечеть, зал собраний, «фонтан слез», медресе и др., именно тогда дворец обрел современный вид.

Приезд императрицы Екатерины во дворец

Когда в 1783 году Крым вошел в состав Российской империи, последний хан, покидая свою резиденцию, вывез из Бахчисарая все самое ценное. Визит императрицы Екатерины II на полуостров должен был состояться вскоре после этого, необходимо было подготовить дворец к приему и сохранить восточный стиль интерьеров.
В 1784–1787 годах во дворце были проведены ремонтные работы. Именно тогда в Фонтанный дворик перенесли знаменитый «фонтан слез». Тогда же на башенке над порталом Алевиза вместо полумесяца устанавливается двуглавый российский орел. К сожалению, этот ремонт, как и последующие, проводился людьми, которые мало интересовались традициями местной архитектуры и переделывали интерьеры на «европейский» лад. Росписи стен и потолков искажались, а ветхие постройки сносились.
Императрица пребывала в Бахчисарайском дворце в течение двух дней. Итогом поездки стало переименование Крыма в Таврическую губернию. Бахчисарай утратил статус столицы, дворец стал приходить в запустение, императоры и члены императорской фамилии посещали его лишь время от времени.

Путешествие в Бахчисарай

В имперский период посетить дворец можно было при наличии разрешения губернатора, которое позволяло гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. В конце XVIII — начале XIX века Бахчисарай стал интересен русским ученым и путешественникам. Самым известным гостем был Александр Пушкин. Вместе со своим другом Пушкин побывал в Крыму в 1820 году, свое впечатление о Бахчисарае он записал так: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище… Растолкуй мне теперь, почему Полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание — самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно ему?» Памятник, о котором пишет Александр Сергеевич, — это знаменитый фонтан слез, воспетый им в поэме «Бахчисарайский фонтан».

Музей во дворце

После Февральской революции в Ханском дворце был основан Музей тюрко-татарской культуры. Первоначальную коллекцию музея составили некоторые вещи из ханского имущества, предметы, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ, предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства.
К концу 1934 года коллекция насчитывала 2715 предметов. В фонды музея закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар, к культуре ислама. 18 мая 1944 года после депортации крымских татар музей перестал существовать, его этнографическая коллекция была перемещена в другие музеи, а частью разграблена.
В 40-х годах прошлого века памятник был спасен от разрушения и полного забвения усилиями директора Бахчисарайского музея Марии Георгиевны Кустовой, которая возродила его к жизни. После многочисленных ремонтов научно обоснованная реставрация началась в 60-х годах, работы были направлены на восстановление изначального облика ханской резиденции.
В настоящее время в музее разрабатываются новые формы изучения памятника истории и культуры крымских татар, которые заинтересуют самый широкий круг посетителей всех возрастов. В музее проводятся мастер-классы, квесты, выступления танцевальных и хоровых коллективов.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна