Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Александр Киселёв. «Забытая мельница»

Александр Киселёв почти в 40 лет решился бросить рутинные будни простого банковского служащего и посвятить себя любимому делу — живописи. Он много путешествовал в поисках сюжетов для своих полотен, усердно работал и преподавал в Академии художеств. Еще при жизни Киселёв стал известным пейзажистом: его полотна покупал и коллекционер Павел Третьяков, и великая княгиня Мария Фёдоровна, и даже сам император Николай II.

Портал «Культура.РФ» рассказывает о пейзаже Александра Киселёва «Забытая мельница». Нажимайте на цифры и узнавайте подробности о творчестве живописца и создании полотна.

1
Александр Кисёлев — пейзажист-романтик
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Киселёв учился в петербургской Академии художеств. Однако в молодости он отказался от карьеры художника и вернулся к живописи лишь через много лет. Со времен студенчества художнику особенно хорошо удавались пейзажи, этюды к которым он создавал в путешествиях и поездках по России. Позже Киселёву присвоили звание академика Академии художеств и назначили руководить здесь же пейзажной мастерской. Ученики вспоминали, что он никогда не навязывал свой стиль, а помогал подопечным найти собственный творческий путь и разработать свою технику.


«Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже» (Александр Киселёв).


В конце XIX века в живописи набирал силу демократический реализм. Его приверженцы стремились изображать объективную действительность, не приукрашивая ее. К реалистам относил себя и художник-передвижник Александр Киселёв. Однако свои пейзажи он наполнял романтикой и живописными деталями.


«Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы» (Илья Репин).


Картины Киселёва покупали коллекционеры Москвы и Петербурга, Киева и Одессы. Его картины украшали залы императорских дворцов и дома русской знати.

Александр Киселёв. Сенокос. 1894 год. Сочинский художественный музей
2
Природа старинных дворянских усадеб
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Свои пейзажи Александр Киселёв писал, как правило, за городом. Художник много путешествовал в поисках «натуры». Скромные, но не лишенные очарования природные уголки он искал в окрестностях Москвы, в Малороссии, на Кавказе и в других российских регионах.


Вместе с живописцем путешествовала и его семья. Киселёвы обычно снимали усадьбу, причем выбирали дом, где сохранялась атмосфера размеренной помещичьей жизни. В тишине, вдали от города, Александр Киселёв много и неустанно работал. Он мог создать за лето несколько десятков этюдов — писал пейзажи в разную погоду и время суток.


Киселёв нередко знакомился с соседями — так он подружился с Антоном Чеховым, — и владельцы дворянских гнёзд приглашали его запечатлеть местные усадьбы и виды на полотнах.


Александр Киселёв. Дача в Крыму. 1906 год. Краснодарский краевой художественный музей
Александр Киселёв. Зимний пейзаж. 1878 год. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Александр Киселёв. Южный пейзаж. 1881 год. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
3
Лиричный малороссийский пейзаж
Александр Киселёв (1838–1911)

Первый вариант картины «Забытая мельница» Александр Киселёв написал в 1882 году во время путешествия по Малороссии. Полотно впервые показали зрителям на X Передвижной выставке.


На картине изображен типичный сельский пейзаж — темная, неспешно текущая река, высокий берег с зарослями трав, деревянная полуразрушенная мельница, лодка и шагающий к ней рыбак с удочкой. В работе Киселёв использовал сдержанные лаконичные краски, характерные для местной природы. В реалистичной манере художник тонко выписал гальку на берегу реки, бревенчатые строения, ветви деревьев и траву. Однако пейзаж не лишен и присущей Киселёву лиричности: пасмурный день подсвечен лучами слабого солнца, в гладкой воде реки отражаются облака и прибрежная растительность, а рыбак напоминает зрителям о размеренном течении деревенской жизни.


4
«Забытая мельница»: авторские списки
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Позже Киселёв несколько раз переписывал полотно — и всегда корректировал детали пейзажа. Менялся изгиб береговой линии, расположение крупных валунов, лодка «отплывала» к центру реки. И каждый раз обновленный пейзаж уходил в частные коллекции.


В настоящее время одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Также один авторский список экспонируется в Ярославском художественном музее, а другой — в хранилище Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На варианте в Пушкинском музее тоже есть особенная деталь: на этом полотне художник не изобразил деревенское стадо на дальнем берегу реки.


Александр Киселёв. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
5
«Забытая мельница» большим тиражом: копии и почтовые открытки
Александр Киселёв. 1882 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Пейзаж «Забытая мельница» копировал не только сам Киселёв, но и другие живописцы. Один из них — Константин Федин, который позже стал известным писателем. Художники тоже нередко вносили свои «поправки» в сюжет «Забытой мельницы». Самое заметное изменение — отсутствие рыбака на одном из вариантов картины. В петербургской Академии художеств пейзаж Киселёва был одной из самых популярных картин, которую копировали студенты.


Еще более известной работу Александра Киселёва сделали почтовые открытки с ее изображением. Например, открытки с «Забытой мельницей» — без рыбака — выпустило в 1910-е годы издательство художника Владимира Маковского в Санкт-Петербурге. На почтовых карточках, которые издавали в литографической мастерской Дациаро была изображена «Мельница» без пасущихся на пригорке коров.

Почтовая открытка с изображением пейзажа Александра Киселёва «Забытая мельница»


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть