История одной вещи: волосник

Во время раскопок в Московском Кремле
специалисты Института археологии РАН обнаружили настоящую археологическую сенсацию: сохранившиеся волосники — расшитые золотом головные уборы XVI века. Почему это важно и какую историю может рассказать один предмет — разбирается «Культура.РФ».
Константин Маковский. Русская красавица. 1900-е. Частное собрание
Волосник. Фотография: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород
Константин Маковский. Русская красавица в кокошнике. 1890. Частное собрание
Волосником на Руси называли шапочку, сплетенную из золотых нитей, с шелковым очельем. Замужние женщины носили волосник под платком, чтобы ни одна прядь не выбивалась из-под покрова: быть простоволосой считалось большим грехом.
«Мать зажгла висячую лампу и в одной холщовой рубашке, без волосника, совсем как девочка, побежала к своей кровати в заднем углу и набросила на себя сарафан и повойник».
Федор Гладков, «Повесть о детстве» (1948)
Примеров таких головных уборов сегодня известно немного, всего около 30, ведь деликатная ткань очень плохо сохраняется под землей. А при резком изменении влажности золотые нити найденных волосников начинают быстро разрушаться, и для их спасения необходимо срочное вмешательство реставраторов.
Специалисты считают, что обнаруженные волосники принадлежали знатным женщинам, возможно имевшим отношение к царской семье: шелк и золотые нити в XVI–XVII веках стоили дорого и были недоступны простым, пусть даже и обеспеченным горожанам.
Головной убор
замужней женщины на Руси был сложным и состоял из нескольких предметов — волосника, кокошника
, или кики, убруса, или платка. Волосник был базовой частью убора: его кружевная, сетчатая верхняя часть придерживала забранные волосы и не давала им спутываться и выглядывать из-под платка, а очелье (тканевая полоса с орнаментом) стягивалось на затылке и плотно облегало голову. Таким образом верхний головной убор средневековой женщины защищался от грязи.

Чаще всего очелье делали из красного шелка: красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал праздник, радость и власть. Чтобы придать очелью индивидуальность и магическую силу, на нем вышивали золотой орнамент — уникальный для каждого волосника. Символический узор должен был оберегать хозяйку убора от сглаза и злых духов.
Реставраторы Центра имени И.Э. Грабаря
восстанавливали волосник очень аккуратно, ниточка за ниточкой, постепенно очищая его от земли и грязи.
«Каждый археологический предмет требует индивидуального подхода. Самое главное — понять, какую методику очистки можно применить в каждом случае, какой способ реставрации выбрать. В реставрации фрагментов волосников самым сложным был этап очистки: необходимо было удалить загрязнения, не повредив ни одной нити, и таким образом сделать возможным восстановление элементов орнаментов», — рассказала реставратор ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Наталья Синицына.
На дошедших до нас волосниках часто встречаются орнаменты с изображениями мифических животных (олени, павлины, единороги), почти на каждом встречаются элементы растительного орнамента и «древа жизни».
С древности изображение единорога было широко распространено по всей Европе. В искусстве Руси единорог, или индрик, появился примерно в XI веке. В 1560-х годах единорог стал личным знаком Ивана Грозного и геральдическим символом московских князей. Изображения этого мифического животного появились на печатях и эмблемах, царских предметах, стали часто использоваться в архитектуре, декоре, в предметах декоративно-прикладного искусства, на одежде.

Олень — символическое животное древней культуры. Он ассоциировался с грациозностью, мудростью, стремительностью. Из-за древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал изобилие, вечное обновление жизни и ход времени. Иногда олень изображался также посланником богов или небесных сил, чудесным вестником и проводником, указывающим путь к цели.

Автор: Анастасия Гусева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна