Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Аристократки в кокошниках

Мы привыкли, что кокошник — это атрибут древнерусского и народного костюма. Однако в XVIII–XIX веках бывало, что их надевали представительницы высших слоев общества, в том числе императрицы. Взглянем на портреты вместе с Софьей Багдасаровой.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II

Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли. Екатерина II в русском костюме. Конец XVIII века. ГИМ


Хотя императрица Екатерина Великая и была немкой, любить и уважать русское было частью ее государственной политики. Это, кстати, одна из причин, по которой она и стала Великой. Правило сие она выработала еще в молодости, в трудные годы будучи великой княгиней. В ее «Записках» о тех годах читаем, как она поставила себе цель «нравиться народу», а также выучить русский язык и разбираться в православных обрядах. Ее муж Петр III, в душе еще просто голштинский герцог, всем этим пренебрегал — его конец известен.

Русский наряд императрицы с кокошником и сарафаном с пышными рукавами на этом портрете — маскарадный костюм. Мы знаем это, поскольку Екатерина держит в руках обычную карнавальную маску. Любопытно сравнить картину с маскарадным портретом ее предшественницы — императрицы Елизаветы: «дщерь Петрова» выбрала просто черное домино, а вот бывшая немецкая принцесса подчеркивает свою связь с новой родиной. В этом русском наряде поражают драгоценности, в том числе серьги с огромными бриллиантами. В Алмазном фонде хранятся похожие — они так тяжелы, что имеют специальный крючок, чтобы крепиться сзади над ухом, не оттягивая мочку.

ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВНА

Неизвестный художник. Великая княжна Александра Павловна. 1790-е. Музей-заповедник «Гатчина»


Внучки Екатерины Великой, в том числе Александра Павловна, изображенная на портрете, росли в новую эпоху. Бабушка наряжалась в русский наряд, потому что в рококо любили играть — в том числе и с экзотическими костюмами, при этом оставаясь в рамках карнавального образа. Теперь же настало время сентиментализма и романтизма: во всех странах оглядываются на свое прошлое и начинают им гордиться. Наряд великой княжны — не фантазия с бриллиантами, а нечто более аутентичное (на голове у нее «венец» с жемчужной поднизью — кокошник северных губерний). А в руках не маска, а сентиментальная роза. Получилось нечто среднее между Светланой Жуковского и бедной Лизой Карамзина.

Судьба девушки с картины оказалась печальной: ее выдали замуж за сына австрийского императора, и в 17 лет она умерла от послеродовой горячки.

ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА

Франц Крюгер. Александра Федоровна. 1830-е. ГИМ


Внук Екатерины — великий император Николай I — был тем правителем, в царствование которого государственной идеологией стали «Православие, самодержавие, народность». Портрет его жены, Александры Федоровны, «в русском платье» служит к этому тезису прекрасной иллюстрацией. Как этот наряд отличается от изображения ее тезки-золовки: нет ни рубахи, ни сарафана — вместо них помпезное платье с декольте и талией по последней моде. А кокошник превратился в фантазийную конструкцию с огромнейшими драгоценными камнями. Бросается в глаза и ожерелье с рубиновой застежкой-фермуаром. Нет никакой исторической костюмной правды! Один лишь букетик васильков в руках — напоминание о естественности и простоте русской природы.

Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж

ФРЕЙЛИНА ОРЛОВА-ДЕНИСОВА

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.

ДИТЯ ВОЛКОНСКАЯ

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. ГТГ


Это форменное платье, прозванное «офранцуженный сарафан», оставалось обязательным при русском императорском дворе до самой революции. В целом оно сохранялось в неизменном виде, хотя силуэт его немного менялся — в зависимости от того, на каком месте было модно носить талию в очередную эпоху. А вот кокошник изменился сильнее: он стал низким и гладким, напоминая уже не настоящий русский убор, а арселе (головной убор в виде металлического каркаса) тюдоровской Англии.

Укороченное форменное платье на этом портрете — дань младым летам модели; для взрослых барышень, конечно, такая длина подола была совершенно неприличной. Некоторым знатным девочкам звание фрейлины жаловали чуть ли не при рождении. Конечно, при дворе дети по-настоящему не служили, хотя костюм и бриллиантовый фрейлинский шифр с удовольствием примеряли. На портрете Брюллова изображены двоюродные сестры Волконские — пятилетняя Елизавета Григорьевна и двухлетняя Софья Дмитриевна. Послужить по-настоящему Елизавете так и не пришлось: она приняла католичество, стала богословом, книгу ее официально запретили в России, а обер-прокурор Победоносцев называл ее самой опасной женщиной в стране.

Иван Крамской. Мария Федоровна. 1881


ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕДОРОВНА

Придворный костюм полагался и императрицам, и великим княжнам с княгинями. Менялась только роскошь ткани, отделка и драгоценности.

Супруга Александра III на этом портрете изображена в наряде, отделанном монаршим мехом — горностаем. А кокошник на голове у нее бриллиантовый. Мода на подобные тиары с расходящимися лучами распространилась по Европе именно из России — они так и называются: «the Kokoshnik Tiara».

Драгоценность, в которой изображена на портрете императрица, сгинула в горниле революции. Зато сохранилась точно такая же, принадлежавшая ее сестре, британской королеве Александре. Виндзоры владеют ею до сих пор, причем королева Елизавета II даже замуж в ней выходила.

КНЯГИНЯ ЮСУПОВА

Константин Маковский. Зинаида Юсупова. Ок. 1895. ГИМ


Конец XIX века — время очередного воскрешения интереса к красоте древнерусской культуры. Повсеместно строят здания-теремки в стиле историзма — ГУМ, Исторический музей, Новый Манеж, Спас на Крови… Мода распространяется и на предметы быта и костюма, в том числе благодаря усилиям княгини Тенишевой и ее мастерским в Талашкино. Другая княгиня, Зинаида Юсупова, тоже оказалась не чужда новому поветрию, только не как творец, а как великолепный экспонат.

В своем доме княгиня устраивала костюмированные приемы и любительские спектакли, где блистала в нарядах. Ее портрет в русском костюме, написанный Маковским (специалистом по созданию красивых «исторических полотен» с изображением вымышленных боярынь), покажется еще одной сочиненной картиной, если не знать, что Зинаида действительно была удивительно красива. На ней сарафан, кокошник с плоским дном — ведь теперь актуальна историческая достоверность, а не вольная импровизация на русскую тему, как это было с придворным костюмом. Знание традиций русского костюма пригодится ей в эмиграции, когда ее сын, знаменитый Феликс Юсупов, откроет в Париже дом моды, сделав ставку на экзотические для французов русские мотивы.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА

Д. Аскритов. Фотография Елизаветы Федоровны. 1903


Игра в Древнюю Русь могла зайти очень далеко: в 1903 году при императорском дворе был устроен роскошный костюмированный бал, на котором все присутствующие были одеты в костюмы XVII века. Николай II с супругой нарядились в царя Алексея Михайловича и его жену, офицеры лейб-гвардии — в сокольничих, кавалергарды — в стрельцов, министры — в бояр, фрейлины — в боярышень. Роскошь была невероятная, парча, меха, подлинные драгоценности... Разумеется, там была и Зинаида Юсупова — в однорогом кокошнике. А севернорусский кокошник-лунник, расшитый драгоценными камнями, и настоящее распашное платье с длинными рукавами мы видим на фотопортрете великой княгини Елизаветы Федоровны. Фотоальбом, запечатлевший гостей этого бала в Зимнем, ляжет в основу рисунков для популярной карточной колоды «Русский стиль», причем Елизавета Федоровна вдохновит образ трефовой дамы.

Судьба великой княгини будет трагичной: через два года ее супруг погибнет от бомбы террориста, сама она откажется от придворной роскоши и поселится в Марфо-Мариинском монастыре. Большевики сбросят ее вместе с несколькими родственниками и келейницей сестрой Варварой в шахту под Алапаевском. Великая княгиня станет первой из Романовых, канонизированных РПЦ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть