Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов

Валены, катанки, самокатки, чесанки, валенухи, валежки — как только не называют обувь из овечьей шерсти в России! Но привычной зимней обувью валенки были не всегда: некогда предмет роскоши в крестьянских семьях носили «в очередь», давали в приданое невестам и даже передавали из поколения в поколение. Вспоминаем интересные факты из истории валенок вместе с Натальей Летниковой.
Константин Иванов. Валенки деда Афанасия. 1977–1984. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
Константин Иванов. Валенки деда Афанасия. 1977–1984. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
Первые валенки на Руси. Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая. Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах.

Иван Сарычев. Валенки (битье шерсти) (фрагмент). 1989. Музей русского лубка и наивного искусства, Москва
Иван Сарычев. Валенки (битье шерсти) (фрагмент). 1989. Музей русского лубка и наивного искусства, Москва
От штучного товара — до валяльных фабрик. В XVI–XVII веках валенки валяли в Сибири и нескольких северных областях. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам — так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в XVIII веке. В деревнях валенки оставались дорогой и ценной обувью — иногда они были одни на всю семью.
Промышленным способом валенки стали изготавливать лишь столетие спустя. В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной — и в городе, и в деревне.

Андрей Матвеев. Портрет императора Петра I (фрагмент). 1720–1730-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андрей Матвеев. Портрет императора Петра I (фрагмент). 1720–1730-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мода из царского дворца. До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Пожилой крестьянин с валенками за спиной. Конец ХIХ–начало ХХ веков. Фотография: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», Зарайск, Московская область
Пожилой крестьянин с валенками за спиной. Конец ХIХ–начало ХХ веков. Фотография: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», Зарайск, Московская область
Русские валенки — медалисты международных выставок. В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес — как и русские пуховые платки.
Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже.

Модель на показе коллекции модельера Вячеслава Зайцева на открытии XXV юбилейной Недели моды на тему «Реновация» в Гостином дворе. Москва, 2019 год. Фотография: Сергей Карпухин / ТАСС
Модель на показе коллекции модельера Вячеслава Зайцева на открытии XXV юбилейной Недели моды на тему «Реновация» в Гостином дворе. Москва, 2019 год. Фотография: Сергей Карпухин / ТАСС
Валенки на модных подиумах. С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

Музей «Русские валенки» в Мышкине. Фотография: Сергей Лаврентьев / фотобанк «Лори»
Музей «Русские валенки» в Мышкине. Фотография: Сергей Лаврентьев / фотобанк «Лори»
Валенки в российских музеях. В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина — шпоры.

Валерия Лошак. Арт-объект «Русский размер» в Санкт-Петербурге. Фотография: Руслан Шамуков / ТАСС
Валерия Лошак. Арт-объект «Русский размер» в Санкт-Петербурге. Фотография: Руслан Шамуков / ТАСС
Арт-объект «Русский размер». Самый большой валенок в мире — высотой в шесть метров — сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти. На установку шерстяного памятника на набережной Обводного канала понадобилось три дня, его собирали из частей прямо на месте. Войти в арт-объект можно было через специальный вход в пятке, внутри могли поместиться три взрослых человека.
Прежним рекордсменом был валенок из Кинешмы высотой 168 сантиметров. Хранится он в кинешемском Музее валенок.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна