Дворцы-музеи: прежние владельцы

Многие из государственных музеев размещаются в бывших дворцах. Разумеется, самые роскошные из них знакомы всем — это императорские резиденции: Зимний дворец
, Петергоф, Царское Село
, Гатчина. А кому принадлежали другие нынешние музейные здания? Вспомним не столь известные дворцы вместе с Софьей Багдасаровой
.

Михайловский дворец

Главное здание Русского музея — Михайловский дворец
. Он был построен для Романовых, но не для императорской семьи, а для боковой ветви — великого князя Михаила Павловича, последнего сына императора Павла I. Архитектором дворца, который строился в 1819–1825 годах, был знаменитый Карл Росси.
Михайловский дворец
Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1862. Эрмитаж
Самой выдающейся владелицей дворца была вдова великого князя — Елена Павловна, принцесса Вюртембергская. При этой даме, которая имела великолепное образование, была благотворительницей и покровительницей искусств, а также способствовала принятию Крестьянской реформы, в Михайловском дворце почти 30 лет устраивались вечера. На «четвергах» в ее салоне собирались политики, дипломаты, деятели культуры. Считается, что именно за разговорами в гостиной Елены Павловны родились и были обговорены до мелочей планы Великих реформ. В 1895 году ее внуки продали дворец государству под музей.

Мраморный дворец

Наиболее роскошные дворцы императорской России — разумеется, в Петербурге; и нет ничего странного в том, что сегодня они — либо у Эрмитажа
, либо у Русского музея
. Таков и Мраморный дворец
 — филиал Русского музея с 1992 года.
Осип Браз. Портрет Константина Константиновича. 1912. Павловск
Мраморный дворец
Мраморный дворец
Создателем пышного здания, которое строилось по приказу Екатерины Великой в 1768–1785 годах, был архитектор Антонио Ринальди. Подарок предназначался фавориту Григорию Орлову, но он умер в 1783 году, и императрица выкупила дворец у его наследников. В XIX веке зданием владела боковая ветвь Романовых — Константиновичи. Больше всего для русской культуры из них сделал великий князь Константин Константинович — президент Академии наук, поэт, подписывавшийся как «К. Р.», переводчик Шекспира, Шиллера и Гете.

Дом Остермана

Это не усадьба с парком, как другие роскошные московские и подмосковные дворцы-музеи, знакомые всем (например, Останкино, Кусково или Архангельское). Дом Остермана давно уже стал городским особняком: парка нет, рядом пролегает Садовое кольцо. Сегодня в его стенах располагается Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
, причем наконец единолично: в 2015 году отсюда съехал один из филиалов Музея современной истории России
(бывший Музей революции). Любопытно, что до революции тут находилась Московская духовная семинария.
Музей декоративно-прикладного искусства. Фотография: ВМДПНИ
Джордж Доу. Портрет графа А.И. Остермана-Толстого. 1825. Эрмитаж
Имя архитектора, строившего дворец в 1780-х для канцлера Ивана Остермана, неизвестно — кто-то из школы Матвея Казакова. Прежде одним из владельцев дома был Александр Остерман-Толстой, герой-участник штурма Измаила, шеф Шлиссельбургского мушкетерского полка, а затем генерал во время Отечественной войны 1812 года. Он отличался чрезвычайной храбростью, в битвах ему даже слабое зрение не мешало — воевал в очках, необычное для того времени зрелище. В бою под Кульмом 1813 года он был тяжело ранен, и из-за этого в русском искусстве появился еще один героический сюжет — Остерман-Толстой, а рядом отдельно его рука, оторванная пушечным ядром.

Палаты Романовых

В московские царские дворцы (например, в Теремной дворец, в Грановитую или в Золотую Царицыну палату) обычному человеку не попасть: сегодня они часть президентской резиденции. Заглянем в древнерусский «дворец» богатого боярина — палаты Романовых 
(сегодня филиал ГИМа
).
Палаты бояр Романовых в Зарядье
Роман Юрьевич Захарьин. Реконструкция по черепу. ГИМ
Усадьба в Зарядье принадлежала Романовым (тогда еще Захарьевым-Юрьевым-Кошкиным) с XVI века. Портретов представителей династии той эпохи, разумеется, не существует — до прививки русскому искусству реалистического жанра еще далеко. Тем интересней взглянуть на «криминалистическую» реконструкцию по черепу облика одного из бояр Романовых — Романа Юрьевича Захарьина (отца царицы Анастасии — жены Ивана Грозного). Бороды, конечно, не хватает — зато без нее заметней волевой подбородок.

Богородицкий дворец

Усадьба в Тульской области
с огромным парком — детище отца российского паркового искусства Андрея Тимофеевича Болотова. А здание возвел Иван Старов. После революции поместье было разорено, и сегодня коллекция дворца-музея не очень богата. Зато это искупают волшебные виды (предостережение — не стоит ездить туда в субботу, день свадеб).
Богородицкий дворец. Фотография: museum.ru
Карл Людвиг Христинек. Портрет Алексея Бобринского. 1770. Эрмитаж.
Богородицк примечателен тем, что это был первый настолько масштабный парковый комплекс, возведенный не для Романовых, а для частного лица. Хотя есть тут некоторая натяжка: его владельцем был Алексей Бобринский, внебрачный ребенок императрицы Екатерины Великой и Григория Орлова. Сын настолько выдающихся родителей оказался человеком слабохарактерным, талантами и умом, несмотря на отличное образование, не отличался, много кутил и в итоге был выслан матерью из столицы с глаз долой в свои поместья.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна