Маргарита Пилихина

Годы жизни: 30 июня 1926 - 13 марта 1975
Страна: СССР
Сфера деятельности: Оператор
В последние годы женщины активно осваивают кинорежиссуру — а ведь еще недавно профессия режиссера кино считалась сугубо мужской. Феминизация меняет представления о том, что под силу дамам. Однако на кинооператорский факультет ВГИКа поступает по-прежнему немного девушек. Работа оператора предполагает огромные физические нагрузки, в большинстве случаев просто несовместимые с женской природой. Потому женщины-кинооператоры — наперечет, даже сейчас, когда технологии киносъемки стали гораздо более комфортными. Что уж говорить о 50-х годах прошлого столетия… Тогда процесс съемки был гораздо более тяжелым, непредсказуемым.
В 1945 году выпускница одной из московских школ Рита Пилихина поступила на операторский факультет ВГИКа. Никто из членов ее семьи не был связан с кино, так что карьера Пилихиной — отважной женщины-кинооператора — состоялась исключительно благодаря ее воле, трудолюбию, таланту. После завершения учебы Пилихина работала ассистентом оператора на Киностудии имени Горького, а в 1956-м она сняла свой первый фильм как оператор-постановщик. Это была картина Бориса Бунеева «За власть Советов». На Киностудии имени Горького Пилихина работала долго, там ею сняты фильмы «Ночной патруль» (с режиссером Владимиром Сухобоковым), «Фома Гордеев» (с классиком — Марком Донским!), «Рыжик» (режиссер — Илья Фрэз).
«Ночной патруль», 1957 год
«Рыжик», 1960 год
«Фома Гордеев», 1959 год
Легендарная «Застава Ильича»
с молодым режиссером Марленом Хуциевым. Этот фильм стал символом кинооттепели. Вклад оператора Маргариты Пилихиной в создание поэтики «Заставы» велик. Позже Марлен Хуциев вспоминал: «Днем мы снимали, а по ночам втроем — я, Рита и ее ассистент (Рита — за рулем) — колесили по Москве, чтобы определить улицы, по которым следующей ночью пойдет Сергей и где будут мигать светофоры… Рита была совершенно одержима работой. И она была единомышленником. У нас никогда не возникало споров — как снимать. Мы понимали друг друга с полуслова. Например, мы работали над очень важным эпизодом — снимали вечер поэтов в Политехническом. Нужно было точно передать ритм стихов, которые звучали со сцены. Мы стояли с Ритой, я слегка трогал ее локоть — и сразу же откликалась кинокамера, она как бы плыла, парила, повторяя движение стихотворной строки…»
Новаторство авторов «Заставы» состояло в том, что они органично вплели в игровой фильм документальные эпизоды — знаменитый вечер в Политехническом, первомайскую демонстрацию, гулянье выпускников на Красной площади. И притом — заглянули в лица героев, избрали интонацию разговора по душам. «Пилихина не подгоняет зрителя быстрой и неожиданной сменой кадров, она дает время подумать, ощутить красоту времени года, насладиться почти физическим эффектом присутствия, когда зритель начинает чувствовать себя участником происходящего на экране», — писал в статье о «Заставе Ильича» рецензент журнала «Советский экран» (1971, № 6).
Жалко, что тандем Пилихиной — Хуциева распался. С 1966-го она работала на «Мосфильме
», где сняла с режиссером Игорем Таланкиным две значительные картины: «Дневные звезды» по автобиографической прозе поэта Ольги Берггольц и биографическую киноповесть «Чайковский». «Я убеждена в том, что полное понимание необходимо не только между режиссером и актером, но и между актером и кинооператором, — писала Пилихина в своей книге «Я — кинооператор», в разделе, посвященном работе над «Чайковским», где роль композитора сыграл Иннокентий Смоктуновский
. Пронзительное ощущение правды искусства осталось у меня от работы со Смоктуновским, одним из талантливейших наших актеров». Пилихиной довелось снимать самых ярких, востребованных актеров 60-х, и все они вспоминают ее как удивительно дотошного, но деликатного к их труду профессионала.
С 1970 года Маргарита Пилихина сосредоточилась на педагогической деятельности — преподавала на родном операторском факультете ВГИКа. К сожалению, Маргариту Михайловну рано унесла болезнь. Когда она умерла, ей было всего 48 лет. Не так много работ в ее фильмографии, как могло бы быть. Зато большинство из имеющихся вошли в золотой фонд отечественного кино.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна