Маргарита Пилихина
Персона

Маргарита Пилихина

Годы жизни:
30 июня 1926 — 13 марта 1975
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Оператор

В последние годы женщины активно осваивают кинорежиссуру — а ведь еще недавно профессия режиссера кино считалась сугубо мужской. Феминизация меняет представления о том, что под силу дамам. Однако на кинооператорский факультет ВГИКа поступает по-прежнему немного девушек. Работа оператора предполагает огромные физические нагрузки, в большинстве случаев просто несовместимые с женской природой. Потому женщины-кинооператоры — наперечет, даже сейчас, когда технологии киносъемки стали гораздо более комфортными. Что уж говорить о 50-х годах прошлого столетия… Тогда процесс съемки был гораздо более тяжелым, непредсказуемым.

В 1945 году выпускница одной из московских школ Рита Пилихина поступила на операторский факультет ВГИКа. Никто из членов ее семьи не был связан с кино, так что карьера Пилихиной — отважной женщины-кинооператора — состоялась исключительно благодаря ее воле, трудолюбию, таланту. После завершения учебы Пилихина работала ассистентом оператора на Киностудии имени Горького, а в 1956-м она сняла свой первый фильм как оператор-постановщик. Это была картина Бориса Бунеева «За власть Советов». На Киностудии имени Горького Пилихина работала долго, там ею сняты фильмы «Ночной патруль» (с режиссером Владимиром Сухобоковым), «Фома Гордеев» (с классиком — Марком Донским!), «Рыжик» (режиссер — Илья Фрэз).

Легендарная «Застава Ильича» с молодым режиссером Марленом Хуциевым. Этот фильм стал символом кинооттепели. Вклад оператора Маргариты Пилихиной в создание поэтики «Заставы» велик. Позже Марлен Хуциев вспоминал: «Днем мы снимали, а по ночам втроем — я, Рита и ее ассистент (Рита — за рулем) — колесили по Москве, чтобы определить улицы, по которым следующей ночью пойдет Сергей и где будут мигать светофоры... Рита была совершенно одержима работой. И она была единомышленником. У нас никогда не возникало споров — как снимать. Мы понимали друг друга с полуслова. Например, мы работали над очень важным эпизодом — снимали вечер поэтов в Политехническом. Нужно было точно передать ритм стихов, которые звучали со сцены. Мы стояли с Ритой, я слегка трогал ее локоть — и сразу же откликалась кинокамера, она как бы плыла, парила, повторяя движение стихотворной строки...»

Новаторство авторов «Заставы» состояло в том, что они органично вплели в игровой фильм документальные эпизоды — знаменитый вечер в Политехническом, первомайскую демонстрацию, гулянье выпускников на Красной площади. И притом — заглянули в лица героев, избрали интонацию разговора по душам. «Пилихина не подгоняет зрителя быстрой и неожиданной сменой кадров, она дает время подумать, ощутить красоту времени года, насладиться почти физическим эффектом присутствия, когда зритель начинает чувствовать себя участником происходящего на экране», — писал в статье о «Заставе Ильича» рецензент журнала «Советский экран» (1971, № 6).

Жалко, что тандем Пилихиной — Хуциева распался. С 1966-го она работала на «Мосфильме», где сняла с режиссером Игорем Таланкиным две значительные картины: «Дневные звезды» по автобиографической прозе поэта Ольги Берггольц и биографическую киноповесть «Чайковский». «Я убеждена в том, что полное понимание необходимо не только между режиссером и актером, но и между актером и кинооператором, — писала Пилихина в своей книге «Я — кинооператор», в разделе, посвященном работе над «Чайковским», где роль композитора сыграл Иннокентий Смоктуновский. Пронзительное ощущение правды искусства осталось у меня от работы со Смоктуновским, одним из талантливейших наших актеров». Пилихиной довелось снимать самых ярких, востребованных актеров 60-х, и все они вспоминают ее как удивительно дотошного, но деликатного к их труду профессионала.

С 1970 года Маргарита Пилихина сосредоточилась на педагогической деятельности — преподавала на родном операторском факультете ВГИКа. К сожалению, Маргариту Михайловну рано унесла болезнь. Когда она умерла, ей было всего 48 лет. Не так много работ в ее фильмографии, как могло бы быть. Зато большинство из имеющихся вошли в золотой фонд отечественного кино.

Фильмы и спектакли

Анна Каренина
Государственный академический Большой театр
Драма
1974
89 мин
Застава Ильича
Драма
1964
175 мин

Смотрите также

Юрий Векслер
Оператор
СССР
1940–1991
Петр Тодоровский
Актер кино
Режиссер
Сценарист
Оператор
СССР
1925–2013