Музеи

Обманки для столовой

Искусство «обмана глаз» (тромплёй — от фр. trompe-l’œil), получившее необычайное распространение в живописи, в росписях интерьеров храмов и дворцов в XVII веке, было одним из проявлений причудливого вкуса эпохи барокко, заложенного в самом ее названии. В искусстве декорирования парадного стола всплеск увлечения обманками случился после изобретения европейского фарфора в начале XVIII века. Законодательницей моды на столовые обманки стала первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура. Иногда предметы сервизов представляли собой настоящие «натуралии»: миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев.

В середине XVIII века увлечение природными формами получило новое развитие: при росписи фарфора стали широко использоваться научные ботанические атласы. Посетители увидят расписанные по таким атласам тарелки парижской фирмы Даготи и подмосковной фабрики Гарднера.

Росписи на фарфоре первой половины XIX столетия отличаются необыкновенной точностью в изображении цветов. Блестящий образец — серия тарелок с розами живописной мастерской князя Николая Юсупова в Архангельском по гравюрам из атласа «Розы» Пьера Жозефа Редуте.

К середине XIX века технику натуралистической росписи освоили на всех фарфоровых предприятиях. Созданные на Императорском фарфоровом заводе предметы уникального сервиза тет-а-тет в виде яблока, ананаса, груши, винограда повторялись на частных заводах Попова, Сафронова, а на рубеже XIX–XX столетий стали массово производиться на фарфоровых и фаянсовых заводах Матвея Кузнецова.

Рюмка. Завод Бахметова. Россия, кон. 18 в.-нач. 19 в. Стекло бесцветное, роспись золотом, роспись красками эмалевыми. Царицыно

В самом маленьком зале выставки представлены стеклянные стаканы и рюмка «с мухой» конца XVIII — начала XIX века из собрания Кусково. Когда в такую посуду наливалась вода, очень реалистичное изображение мухи словно оживало. Представить, как это работало, посетителям поможет небольшой видеофильм. «Муха в стакане» идеально отвечала главной цели создания столовой обманки — перехитрить, застать врасплох, потешиться.

Декоративное решение экспозиции нетрадиционно для выставки фарфора: в одних и тех же залах фарфоровые имитации соседствуют с живой природой — цветами и растениями из царицынских оранжерей.

Смотрите также

Выставка «Неожиданный Малевич» откроется в Русском музее
Зрители увидят не выставлявшиеся ранее работы мастера.
15 ноября 2018
Определились лидеры первой недели голосования «Мой любимый музей»
В топ-25 попали не только столичные, но и региональные музеи.
12 ноября 2018
Выставка «Сокровища музеев России» откроется в московском Манеже
Самые значимые экспонаты из 50 российских музеев.
2 ноября 2018