Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

У театра праздник!

Международный день театра, который традиционно отмечают 27 марта, пришелся на самый разгар фестиваля «Золотая Маска», смотра лучших российских театральных постановок, который ежегодно проходит в Москве.

В последние годы во многих городах России – Екатеринбурге, Новосибирске, Воронеже, Прокопьевске, Перми – театральная жизнь бурлит. Работают лаборатории, проходят мастер-классы и читки современных пьес. Все самые модные и востребованные драматурги тоже выходцы из регионов. Сегодня именно в провинции, а не в столице, молодым режиссерам дают возможность возглавить театры: Марат Гацалов работает в Прокопьевске, Борис Павлович – в Кирове, Илья Ротенберг – в Лысьве.

В XXI веке российский провинциальный театр вновь стал очагом культуры, вокруг которого группируются блестящие артисты, смелые режиссеры и самобытные драматурги.

Воронежский Камерный театр. Спектакль «14 красных избушек»

Воронежский камерный театр 27 марта ждет зрителей на «Ночь в театре», которая пройдет в формате званого ужина в местном Театральном кафе. Хозяева вечера – художественный руководитель театра Михаил Бычков, заслуженный артист России Камиль Тукаев и театральный критик Павел Руднев. В меню – увлекательная экскурсия по зданию ВКТ, необычному, стилизованному под лофт и самому современному в Воронеже.

Воронежский камерный театр
В этом году театр, не раз номинировавшийся на «Маску», привез в Москву документальную драму «День города». Это экспериментальный спектакль-verbatim, основанный на документальных историях: разговоры и монологи реальных людей. Знаменитый режиссер и основатель театра Михаил Бычков, ранее делавший в репертуарной политике театра ставку на классическую драматургию, удивил экспертов. «День города», по мнению критиков, демонстрирует смелость и широту возможностей театра, начавшего свой путь в июне 1994 года с классической трагедии Расина «Береника».

Свое 85-летие Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», один из старейших театров Новосибирска, приурочил к празднованию Всемирного дня театра. Юбилейная программа стартует 27 марта спектаклем-концертом «Творим и радуем!», а завершится 4 апреля большим праздничным перформансом. Основанный в 1930 году, театр по-прежнему живой и актуальный благодаря активному сотрудничеству с новым поколением ярких режиссеров, которые работают в разных жанрах – от психологической драмы до комедии масок. В театре даже есть студия стажеров. Один из последних проектов труппы – скандальный спектакль-альманах «Песни о Родине», продукт совместного творчества постановщиков Алексея Крикливого, Павла Южакова и Дмитрия Егорова. На «Маску» театр привез «Крейцерову сонату» по Льву Толстому в постановке главного режиссера Алексея Крикливого.

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Спектакль «Алые паруса»

Пермский академический Театр-Театр вышел на российскую сцену 14 марта 1927 года с громким спектаклем «Броненосец «Потемкин». Так пермская рабочая молодежь создала ТРАМ – «свой» театр, альтернативу традиционному драматическому и оперному искусству, не поспевавшему за ходом времени. В сложное для страны время труппа выдавала каждый месяц десятки злободневных премьер. Один из главных культурных центров притяжения в регионе – Пермский академический – смело можно назвать театром XXI века. В нем нашлось место драме, мюзиклу, балету, музыкальным концертам и даже театру теней. Кроме того, в театре действуют две сцены, проходят интереснейшие фестивали («Пространство режиссуры», «Большая перемена», включающий в себя лучшие детские спектакли России и зарубежья, и Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура»), готовятся премьеры, например, «Обещание рассвету» по одноименному роману Ромена Гари.

Обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» Театр-Театр приехал в этом году на фестиваль из Перми с пьесой Брехта «Согласный/Несогласный» в постановке Андреаса Мерца и мюзиклом Бориса Мильграма «8 женщин» по мотивам пьесы Робера Тома «Восемь любящих женщин».

Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского – желанный гость и завсегдатай всех знаковых драматических фестивалей, и один из старейших музыкальных театров России. Он открылся в 1870 году премьерой оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Достижения Пермского театра оперы и балета были неоднократно отмечены премиями «Золотой Маски». В этом году пермяки привезли на фестиваль несколько постановок: оперы «Королева индейцев» Генри Перселла и «Носферату» Дмитрия Курляндского, а также балет Джорджа Баланчина «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского.

Об уровне мастерства актеров и постановщиков говорят и многочисленные мировые премьеры, которые регулярно проходят на сцене театра. Начиная с 2003 года здесь разворачивается международный Дягилевский фестиваль, аккумулирующий актуальные тенденции в академической музыкальной жизни.

Знаменитый своей хореографической школой, театр утвердился в мировом оперном пространстве после назначения в 2010 году худруком известного дирижера Теодора Курентзиса. Это редко удается даже прославленным коллективам Москвы и Санкт-Петербурга. «Королева индейцев» – пример успешной копродукции пермского коллектива, Королевского театра в Мадриде и Английской национальной оперы в Лондоне.

Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в этом году привез на фестиваль оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, поставленную дирижером-постановщиком спектакля Михаилом Гюттлером, а также балет «Цветоделика», созданный Вячеславом Самодуровым на музыку Чайковского, Пярта и Пуленка, в котором сделана попытка выразить ощущение цвета через танец. Кстати, «Цветоделику» покажут в рамках проекта «Золотая Маска» в кино».

Как и Пермский театр, Новый городской театр в Екатеринбурге открыл в 1912 году свой первый сезон оперой Глинки «Жизнь за царя», а первый балетный спектакль – «Волшебная флейта» – поставили в 1914 году (хотя наименование «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).

Екатеринбургский театр оперы и балета. Балет «Волшебная флейта»

В последнее время театр много экспериментирует с новыми постановками: впервые за 150 лет в России прозвучала со сцены опера Россини «Граф Ори», оперу «Гензель и Гретель» исполнили в стране на языке оригинала также в первый раз. Впервые был поставлен балет «Каменный цветок» на музыку Прокофьева, и в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства прошла премьера балета Вячеслава Самодурова «Н2О» на территории завода «Уралтрансмаш».

Краснодарский музыкальный театр, входящий в Государственное творческое объединение «Премьера», – уникальный театр европейского уровня. Ему удается привлекать к работе крупных мастеров, мотивируя их не финансами, а полной творческой свободой. С театром, который был основан в 1933 году как Армавирский городской театр музыкальной комедии им. Луначарского, уже много лет сотрудничает хореограф народный артист СССР Юрий Григорович, перенесший на сцену многие свои работы, а также режиссеры Алексей Степанюк, Дмитрий Бертман и другие звезды мировой оперной сцены. На «Маску» театр приехал с лайт-оперой «Гоголь. Чичиков. Души» на музыку Александра Пантыкина в постановке Александра Мацко. По словам последнего, к этой работе шли долго, почти 10 лет, и готовились очень серьезно. Сегодня в репертуаре театра произведения оперной и балетной классики: «Кармен» Ж. Бизе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Евгений Онегин» П. Чайковского, но есть и современные постановки.

Краснодарский музыкальный театр. Балет «Спартак»

Ярославский Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова – старейший театр страны и, без сомнения, один из самых интересных региональных коллективов. Ярославцы – сами организаторы фестивалей, в частности, вошедшего в пятерку крупнейших театральных форумов страны Международного Волковского и молодежного – «Будущее театральной России». Начиная с момента основания в 1750 году театр всегда оставался в центре современной жизни, во многом благодаря тому, что умело сочетал традиции и актуальные тенденции. Сейчас в афише – имена ведущих российских и европейских режиссеров, смелые, остросовременные постановки. В 2011 году был дан старт новому проекту: на Камерной сцене заработал Центр им. Константина Треплева, своеобразная лаборатория, где пульс старейшего театра страны сверяется с дыханием современности. Хотя в этом году театр ничего не привез на фестиваль, но за плечами коллектива уже есть четыре награды «Золотой Маски».

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова. Спектакль «Паяцы»

Основанный после войны, в 1947 году, Калининградский областной драматический театр, как и другие лидеры региональной сцены, стремится охватить все самое интересное, что сейчас происходит в театре, сочетая традиции и современность. Такой путь он выбрал с первой же постановки, когда в разрушенном городе открыл свои двери спектаклем «Парень из нашего города» Константина Симонова, который выпустила молодая труппа, состоявшая из выпускников ГИТИСа (класс И.М. Раевского). Репертуар всегда отличался разнообразием авторов и жанров, отражая характерные тенденции российского театра. Сейчас коллектив активно работает над произведениями русской и зарубежной классики, современной драматургии, обращается к драме, трагедии, детективу и комедии, зингшпилю и мюзиклу. Новый спектакль – «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта – поставил приглашенный московский режиссер Игорь Меркулов.

Конкурс актерского мастерства «Свое лицо» в Калининградском областном драматическом театре
Тверской академический театр драмы, созданный в 1745 году как «школьный театр» при Тверской духовной семинарии, был площадкой для духовных и исторических пьес. Со временем он вобрал в себя целый пласт провинциальной театральной культуры конца ХIХ – начала ХХ века, а после революции все небольшие, включая и частные, театры города были объединены под его крылом. Театр всегда был активно связан с образованием. В 1962–1967 годах при нем работал филиал студии МХАТ, а с 1993 года на базе театра учат студентов Тверского курса актерского факультета Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.

Тверской академический театр драмы. Спектакль «Вишневый сад»

Талантливая молодежь привлекала и великие имена: в 1969 году художественный руководитель Ленинградского БДТ Георгий Товстоногов поставил здесь громкую пьесу Даниила Аля «Правду! Ничего, кроме правды!». Сохранить современное звучание театру удалось и в наши дни – на его сцене активно ставили самые яркие режиссеры страны: Агамирзян, Голубовский, Бертман, Черняков и другие. Коллектив постоянно участвует в региональном театральном фестивале «Тверское золотое кольцо», гастролирует и по селам региона.

В 1976 году Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского стал первым в городе профессиональным, а не домашним театром. Пережив разные периоды в своей истории, театр всегда откликался на требования времени интересными, самобытными постановками. Поворотным моментом в его новейшей истории стал 1994 год, когда в этих стенах была организована лаборатория современных драматургов с участием Михаила Угарова, Ксении Драгунской, Владимира Гуркина и др.

Пензенский областной драматический театр
Тогда же здесь появился харизматичный худрук московского Театра на Юго-Западе Валерий Белякович. Он поставил целую серию блистательных спектаклей: «Мирандолину» Гольдони, «Дракона» Шварца, «Ромео и Джульетту», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» Шекспира, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «На дне» Горького. Вслед за Беляковичем другие яркие московские режиссеры полюбили Пензенский драматический, и за театром прочно закрепилась слава одного из самых передовых в стране. Здесь ставил классику режиссер Малого театра Виталий Иванов, работали и молодые столичные режиссеры Петр Орлов, Ольга Субботина, Вадим Данцигер. Театр активно приглашали на фестивали, что во многом заменяло ему гастроли. В 2010 году после пожара у театра появилось новое здание. А в 2014 году, к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова, на сцене театра прошел Всероссийский театральный фестиваль. Сейчас пензенцы репетируют две премьеры: современную драму «Тристан и Изольда» по пьесе Игоря Гагаринова, которую ставит режиссер Андрей Шляпин, и сказку «Приключения Бонифация» в постановке актера и режиссера Владимира Карпова.
Прямая трансляция 23 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Анастасия Кобекина, Варвара Кутузова

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть