У театра праздник!

Международный день театра, который традиционно отмечают 27 марта, пришелся на самый разгар фестиваля «Золотая Маска», смотра лучших российских театральных постановок, который ежегодно проходит в Москве.
В последние годы во многих городах России — Екатеринбурге, Новосибирске, Воронеже, Прокопьевске, Перми — театральная жизнь бурлит. Работают лаборатории, проходят мастер-классы и читки современных пьес. Все самые модные и востребованные драматурги тоже выходцы из регионов. Сегодня именно в провинции, а не в столице, молодым режиссерам дают возможность возглавить театры: Марат Гацалов работает в Прокопьевске, Борис Павлович — в Кирове, Илья Ротенберг — в Лысьве.
В XXI веке российский провинциальный театр вновь стал очагом культуры, вокруг которого группируются блестящие артисты, смелые режиссеры и самобытные драматурги.
Воронежский камерный театр 
27 марта ждет зрителей на «Ночь в театре», которая пройдет в формате званого ужина в местном Театральном кафе. Хозяева вечера — художественный руководитель театра Михаил Бычков, заслуженный артист России Камиль Тукаев и театральный критик Павел Руднев. В меню — увлекательная экскурсия по зданию ВКТ, необычному, стилизованному под лофт и самому современному в Воронеже.
Воронежский камерный театр
В этом году театр, не раз номинировавшийся на «Маску», привез в Москву документальную драму «День города». Это экспериментальный спектакль-verbatim, основанный на документальных историях: разговоры и монологи реальных людей. Знаменитый режиссер и основатель театра Михаил Бычков, ранее делавший в репертуарной политике театра ставку на классическую драматургию, удивил экспертов. «День города», по мнению критиков, демонстрирует смелость и широту возможностей театра, начавшего свой путь в июне 1994 года с классической трагедии Расина «Береника».
Свое 85-летие Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
, один из старейших театров Новосибирска, приурочил к празднованию Всемирного дня театра. Юбилейная программа стартует 27 марта спектаклем-концертом «Творим и радуем!», а завершится 4 апреля большим праздничным перформансом. Основанный в 1930 году, театр по-прежнему живой и актуальный благодаря активному сотрудничеству с новым поколением ярких режиссеров, которые работают в разных жанрах — от психологической драмы до комедии масок. В театре даже есть студия стажеров. Один из последних проектов труппы — скандальный спектакль-альманах «Песни о Родине», продукт совместного творчества постановщиков Алексея Крикливого, Павла Южакова и Дмитрия Егорова. На «Маску» театр привез «Крейцерову сонату» по Льву Толстому в постановке главного режиссера Алексея Крикливого.
Пермский академический Театр-Театр
вышел на российскую сцену 14 марта 1927 года с громким спектаклем «Броненосец «Потемкин». Так пермская рабочая молодежь создала ТРАМ — «свой» театр, альтернативу традиционному драматическому и оперному искусству, не поспевавшему за ходом времени. В сложное для страны время труппа выдавала каждый месяц десятки злободневных премьер. Один из главных культурных центров притяжения в регионе — Пермский академический — смело можно назвать театром XXI века. В нем нашлось место драме, мюзиклу, балету, музыкальным концертам и даже театру теней. Кроме того, в театре действуют две сцены, проходят интереснейшие фестивали («Пространство режиссуры», «Большая перемена», включающий в себя лучшие детские спектакли России и зарубежья, и Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура»), готовятся премьеры, например, «Обещание рассвету» по одноименному роману Ромена Гари.
Обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» Театр-Театр приехал в этом году на фестиваль из Перми с пьесой Брехта «Согласный/Несогласный» в постановке Андреаса Мерца и мюзиклом Бориса Мильграма «8 женщин» по мотивам пьесы Робера Тома «Восемь любящих женщин».
Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского 
 — желанный гость и завсегдатай всех знаковых драматических фестивалей, и один из старейших музыкальных театров России. Он открылся в 1870 году премьерой оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Достижения Пермского театра оперы и балета были неоднократно отмечены премиями «Золотой Маски». В этом году пермяки привезли на фестиваль несколько постановок: оперы «Королева индейцев» Генри Перселла и «Носферату» Дмитрия Курляндского, а также балет Джорджа Баланчина «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского.
Об уровне мастерства актеров и постановщиков говорят и многочисленные мировые премьеры, которые регулярно проходят на сцене театра. Начиная с 2003 года здесь разворачивается международный Дягилевский фестиваль, аккумулирующий актуальные тенденции в академической музыкальной жизни.
Знаменитый своей хореографической школой, театр утвердился в мировом оперном пространстве после назначения в 2010 году худруком известного дирижера Теодора Курентзиса. Это редко удается даже прославленным коллективам Москвы и Санкт-Петербурга. «Королева индейцев» — пример успешной копродукции пермского коллектива, Королевского театра в Мадриде и Английской национальной оперы в Лондоне.
Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
в этом году привез на фестиваль оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, поставленную дирижером-постановщиком спектакля Михаилом Гюттлером, а также балет «Цветоделика», созданный Вячеславом Самодуровым на музыку Чайковского, Пярта и Пуленка, в котором сделана попытка выразить ощущение цвета через танец. Кстати, «Цветоделику» покажут в рамках проекта «Золотая Маска» в кино».
Как и Пермский театр, Новый городской театр в Екатеринбурге открыл в 1912 году свой первый сезон оперой Глинки «Жизнь за царя», а первый балетный спектакль — «Волшебная флейта» — поставили в 1914 году (хотя наименование «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).
В последнее время театр много экспериментирует с новыми постановками: впервые за 150 лет в России прозвучала со сцены опера Россини «Граф Ори», оперу «Гензель и Гретель» исполнили в стране на языке оригинала также в первый раз. Впервые был поставлен балет «Каменный цветок» на музыку Прокофьева, и в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства прошла премьера балета Вячеслава Самодурова «Н2О» на территории завода «Уралтрансмаш».
Краснодарский музыкальный театр
, входящий в Государственное творческое объединение «Премьера», — уникальный театр европейского уровня. Ему удается привлекать к работе крупных мастеров, мотивируя их не финансами, а полной творческой свободой. С театром, который был основан в 1933 году как Армавирский городской театр музыкальной комедии им. Луначарского, уже много лет сотрудничает хореограф народный артист СССР Юрий Григорович, перенесший на сцену многие свои работы, а также режиссеры Алексей Степанюк, Дмитрий Бертман и другие звезды мировой оперной сцены. На «Маску» театр приехал с лайт-оперой «Гоголь. Чичиков. Души» на музыку Александра Пантыкина в постановке Александра Мацко. По словам последнего, к этой работе шли долго, почти 10 лет, и готовились очень серьезно. Сегодня в репертуаре театра произведения оперной и балетной классики: «Кармен» Ж. Бизе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Евгений Онегин» П. Чайковского, но есть и современные постановки.
Ярославский Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова 
— старейший театр страны и, без сомнения, один из самых интересных региональных коллективов. Ярославцы — сами организаторы фестивалей, в частности, вошедшего в пятерку крупнейших театральных форумов страны Международного Волковского и молодежного — «Будущее театральной России». Начиная с момента основания в 1750 году театр всегда оставался в центре современной жизни, во многом благодаря тому, что умело сочетал традиции и актуальные тенденции. Сейчас в афише — имена ведущих российских и европейских режиссеров, смелые, остросовременные постановки. В 2011 году был дан старт новому проекту: на Камерной сцене заработал Центр им. Константина Треплева, своеобразная лаборатория, где пульс старейшего театра страны сверяется с дыханием современности. Хотя в этом году театр ничего не привез на фестиваль, но за плечами коллектива уже есть четыре награды «Золотой Маски».
Основанный после войны, в 1947 году, Калининградский областной драматический театр
, как и другие лидеры региональной сцены, стремится охватить все самое интересное, что сейчас происходит в театре, сочетая традиции и современность. Такой путь он выбрал с первой же постановки, когда в разрушенном городе открыл свои двери спектаклем «Парень из нашего города» Константина Симонова, который выпустила молодая труппа, состоявшая из выпускников ГИТИСа (класс И.М. Раевского). Репертуар всегда отличался разнообразием авторов и жанров, отражая характерные тенденции российского театра. Сейчас коллектив активно работает над произведениями русской и зарубежной классики, современной драматургии, обращается к драме, трагедии, детективу и комедии, зингшпилю и мюзиклу. Новый спектакль — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта — поставил приглашенный московский режиссер Игорь Меркулов.
Конкурс актерского мастерства «Свое лицо» в Калининградском областном драматическом театре
Тверской академический театр драмы
, созданный в 1745 году как «школьный театр» при Тверской духовной семинарии, был площадкой для духовных и исторических пьес. Со временем он вобрал в себя целый пласт провинциальной театральной культуры конца ХIХ — начала ХХ века, а после революции все небольшие, включая и частные, театры города были объединены под его крылом. Театр всегда был активно связан с образованием. В 1962–1967 годах при нем работал филиал студии МХАТ
, а с 1993 года на базе театра учат студентов Тверского курса актерского факультета Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России
.
Талантливая молодежь привлекала и великие имена: в 1969 году художественный руководитель Ленинградского БДТ
Георгий Товстоногов поставил здесь громкую пьесу Даниила Аля «Правду! Ничего, кроме правды!». Сохранить современное звучание театру удалось и в наши дни — на его сцене активно ставили самые яркие режиссеры страны: Агамирзян, Голубовский, Бертман, Черняков и другие. Коллектив постоянно участвует в региональном театральном фестивале «Тверское золотое кольцо», гастролирует и по селам региона.
В 1976 году Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского
стал первым в городе профессиональным, а не домашним театром. Пережив разные периоды в своей истории, театр всегда откликался на требования времени интересными, самобытными постановками. Поворотным моментом в его новейшей истории стал 1994 год, когда в этих стенах была организована лаборатория современных драматургов с участием Михаила Угарова, Ксении Драгунской, Владимира Гуркина и др.
Пензенский областной драматический театр
Тогда же здесь появился харизматичный худрук московского Театра на Юго-Западе
Валерий Белякович. Он поставил целую серию блистательных спектаклей: «Мирандолину» Гольдони, «Дракона» Шварца, «Ромео и Джульетту», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» Шекспира, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «На дне» Горького. Вслед за Беляковичем другие яркие московские режиссеры полюбили Пензенский драматический, и за театром прочно закрепилась слава одного из самых передовых в стране. Здесь ставил классику режиссер Малого театра Виталий Иванов, работали и молодые столичные режиссеры Петр Орлов, Ольга Субботина, Вадим Данцигер. Театр активно приглашали на фестивали, что во многом заменяло ему гастроли. В 2010 году после пожара у театра появилось новое здание. А в 2014 году, к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова, на сцене театра прошел Всероссийский театральный фестиваль. Сейчас пензенцы репетируют две премьеры: современную драму «Тристан и Изольда» по пьесе Игоря Гагаринова, которую ставит режиссер Андрей Шляпин, и сказку «Приключения Бонифация» в постановке актера и режиссера Владимира Карпова.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна