20 июня в «ГЭС-2» откроется выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»

С 20 июня по 27 октября в «ГЭС-2»
пройдет выставочный проект «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Экспозиция посвящена искусству ХХ века, пространству творчества и истории взаимоотношений произведения и зрителя. Приглашенными кураторами выставки выступили искусствовед Зельфира Трегулова
и критик Франческо Бонами.
В экспозиции будут представлены произведения знаменитых авангардистов: Эрика Булатова
, Ильи и Эмилии Кабаковых
, Василия Кандинского
, Александра Родченко
, Энди Уорхола и других знаменитых художников. В частности, гости музея увидят работы «Свеча» Герхарда Рихтера, «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо
, авторское повторение «Черного квадрата» Казимира Малевича
и «Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона.
В диалог с работами мастеров прошлого века вступят произведения, созданные в конце XIX
и начале XXI века, а также само здание Дома культуры. Пространство «ГЭС-2», реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, становится одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном всего проекта.
«Выставка «Квадрат и пространство» рассказывает о главных художественных инновациях XX века
и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной «Черный квадрат» Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры «ГЭС-2» и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель»
, — рассказала куратор проекта Зельфира Трегулова.
Проект исследует историю взаимоотношений произведения и зрителя за последние полтора века, в ходе которых работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода рамкой для селфи. Еще Казимир Малевич предсказывал подобные изменения в искусстве и зрительском восприятии в начале XX века, а столетие спустя архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.
Заха Хадид. Тектоник Малевича (фрагмент). 2015. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Андрей Теребенин
Кандида Хёфер. Эрмитаж. Санкт-Петербург VIII. 2014, 2015. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Андрей Теребенин
Василий Кандинский. Импровизация (фрагмент). 1913. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан
Также зрители смогут проследить, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания Дома культуры и как одна картина, предвещающая конец живописи, более сотни лет служит стимулом для новых открытий.
«Эта выставка рассказывает о том, как развитие искусства и музея шло параллельными путями. Музеи чем дальше, тем больше сосредотачивались на архитектуре: из хранилищ искусства они превращались в фон, в культурный контекст в самом широком понимании, и Дом культуры «ГЭС-2» служит наглядным примером такой трансформации. Малевич, чей «Черный квадрат» представляет собой размышление о природе искусства вообще и живописи в частности, предвосхитил роль архитектуры в восприятии, осмыслении, бытовании искусства», — отметил куратор проекта Франческо Бонами.
В рамках выставки пройдет масштабная публичная программа. Она стартует 27 июня с дискуссии кураторов Зельфиры Трегуловой и Франческо Бонами при участи модератора, искусствоведа Сергея Фофанова. В июле и августе будет работать ридинг-группа, посвященная причинам и механикам художественных трансформаций в современном искусстве
, а осенью начнется поэтическая лаборатория авангардного письма. Участники попробуют не только пошатнуть строй языка, но и расширить собственные представления о том, как может выглядеть и звучать поэзия.
На протяжении всех месяцев работы выставки будут проходить медиаторские и школьные туры, а также события, ориентированные на глухих, незрячих и нейроотличных посетителей. А для семейной аудитории готовится детский путеводитель и разрабатывается серия воркшопов с художником Алексеем Лукой.
Также к выставке будут изданы каталог и сборник текстов о природе творчества, написанных художниками и теоретиками — авангардистами
ХХ века и нашими современниками, а также кураторами проекта Зельфирой Трегуловой и Франческо Бонами.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна