В будущее возьмут не всех

В Главном штабе Эрмитажа в 2018 году прошла крупная ретроспективная выставка современных художников Ильи и Эмилии Кабаковых. На ней впервые после Лондонской выставки Tate Modern были представлены три важные работы художников — инсталляции «В будущее возьмут не всех», «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и «Лабиринт (Альбом моей матери)». Портал «Культура.РФ» рассказал о творчестве Кабаковых.
Художники Эмилия Кабакова и Илья Кабаков на пресс-конференции перед открытием выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 2008 год. Фотография: Алексей Филиппов / ИТАР-ТАСС
Художники Эмилия Кабакова и Илья Кабаков на пресс-конференции перед открытием выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 2008 год. Фотография: Алексей Филиппов / ИТАР-ТАСС
В будущее возьмут не всех. Название выставке в Эрмитаже дала одноименная тотальная инсталляция. Ее художник вместе с женой создал в 2001 году. Она представляет собой уходящий вагон и перрон, на котором остались картины, не попавшие в будущее. Эмилия Кабакова так рассказывала об инсталляции: «Это нарратив, это история художника, его страхов, неуверенности в своем будущем, в будущем своих работ. Возьмут ли меня в это самое будущее? Кого возьмут? Кто останется? И кто решает? Этот вопрос волнует всех художников, в наших разговорах речь идет не столько о сегодняшнем дне, сколько о будущем».
К слову, до инсталляции был текст с таким же названием. Он вышел в журнале «А — Я» в 1983 году. В нем Илья Кабаков разделил людей на три группы:
«Кто возьмёт.
Кого возьмут.
Кого не возьмут…»
Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех. 2001. Музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех. 2001. Музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Решать, кто попадет в будущее, по словам художника, будут «суровые люди» — вожди. А возьмут они Малевича и тех, для кого квадрат — это не «просто квадрат, а пять цветных прямоугольников» — знаки нового духовного пространства.
«Вперед — только с Малевичем.
Но возьмут немногих — лучших. Тех, кого отберет директор — ОН ЗНАЕТ КОГО.
Оставаться тоже нельзя. Все будет закрыто и опечатано после отлета «супремных» в будущее».
Илья Кабаков
Отец московского концептуализма. В Россию концептуализм пришел из США и Европы в начале 70-х годов XX века. А сам термин — московский концептуализм — появился в 1979 году: в журнале «А — Я» искусствовед Борис Гройс опубликовал статью, в которой раскрывал суть направления. Для искусства этого времени важна была идея, которую можно передать с помощью фраз, схем, графиков, фотографий, чертежей.
«Акцент переносится с рассматривания на чтение, что в корне меняет «концепцию» картины в классическом понимании».
Художник Никита Алексеев, «Взятый в будущее»
Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1971. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1971. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одним из ключевых художников концептуализма стал Илья Кабаков. Он так определял направление: «Художник начинает мазать не по холсту, а по зрителю». Его работа — «Ответы экспериментальной группы» — стала первым концептуальным проектом в СССР. В ней нет картинок — только фразы, написанные в таблице. Сама же таблица напоминает советские объявления и расписания — неотъемлемую часть любого советского учреждения.
Мусор как метафора жизни. Как отметил искусствовед Борис Гройс в «Диалогах» — многие художники XX века в основу своих произведений ставили незначительные вещи — мусор. Но у Ильи Кабакова мусор приобрел особое значение: он у него «каталогизирован, откомментирован и упорядочен». Мусор для Кабакова в первую очередь — образ советской действительности: плакаты и советская посуда, газеты и значки. Также мусор в его творческой системе — архив воспоминаний и вся культура.
Илья Кабаков. Ящик с мусором. 1981. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Кабаков. Ящик с мусором. 1981. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Мусор у нас — это синоним самого существования, поскольку нет никакого смысла вообще что-либо расчищать и строить, если все превратится в мусор. Образ нашей жизни представляется мне огромной мусорной кучей, которую невозможно разгрести».
Илья Кабаков
Коммунальный быт. В 1980-х годах на первый план в творчестве Ильи Кабакова вышла тема быта советского человека. Он стал одним из первых художников, кто показал западному миру специфические коммуналки Советского Союза.
Илья и Эмилия Кабаковы. Туалет. 1992. Documenta IX, Кассель, Германия
Илья и Эмилия Кабаковы. Туалет. 1992. Documenta IX, Кассель, Германия
«Коммунальная квартира стягивает в себя большое содержание, множество различных сюжетов. Раньше в России таким местом была ночлежка: не зря пьеса Горького «На дне», которая описывала ночлежку, имела в свое время такой успех. В ночлежке люди не живут, а только ночуют, но они там и философствуют, обсуждают последние вопросы бытия. Только лежа «на дне», например в ночлежке, люди начинают наблюдать небо над головой: лежащий в грязи человек обращается к высшему. Это, конечно, только метафора, но и коммунальная квартира для меня — не реальный объект, а метафора».
Илья Кабаков
Новый жанр. В 1970-е годы Илья Кабаков (одновременно с художников Виктором Пивоваровым) создал новаторский жанр — альбом. Он представляет собой набор листков с рисунками и текстами, которые Кабаков раскладывал по папкам и использовал в других арт-объектах, а позже — как самостоятельные книги.
Эмилия Кабакова и Илья Кабаков. «Шутка» Льва Глебовича. Случай в пионерском лагере под Тарусой (фрагмент). 1998. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Илья Кабаков и Михаил Гробман. Генералиссимус. 1989. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Эмилия Кабакова и Илья Кабаков. Семья переехала в Москву (фрагмент). 1995. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Первые альбомы он нарисовал для инсталляции «Десять персонажей»: с 1970 по 1976 год Кабаков создал 55 альбомов. Исследователи назвали этот цикл «концептуалистскими комиксами».
Новые формы. В 1987 году Илья Кабаков эмигрировал, с 1989 года он живет в США. Именно в эти годы он вместе с женой Эмилией создал новую форму — тотальную инсталляцию. Этот вид изобразительного искусства отличается тем, что полностью погружает зрителя в пространство, выстроенное художником.
Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. Москва, 2018 год. Фотография: Максим Стулов / Ведомости / ИТАР-ТАСС
Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. Москва, 2018 год. Фотография: Максим Стулов / Ведомости / ИТАР-ТАСС
«Сама по себе инсталляция построена на определенной игре свободы и несвободы. Зритель прогуливается внутри инсталляции, он охвачен ею, а не свободен от нее полностью, как в случае традиционной картины. С другой стороны, в картине художник диктует зрителю определенную точку зрения, в то время как в инсталляции зритель может ее свободно выбирать».
Илья Кабаков
Первая тотальная инсталляция. Одна из первых тотальных инсталляций Кабакова — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» 1985 года. Кабаков так описывал ее: «В потолке огромная дыра, из которой внутрь комнаты падает ослепительный свет. Попасть внутрь комнаты совершенно невозможно: перед зрителем стена из заколоченных наскоро досок, так что в комнату можно только смотреть сквозь щели и видеть лишь по частям то, что там происходит».
Фрагмент модели инсталляции «Как встретить ангела». Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. Москва, 2018 год. Фотография: Михаил Терещенко / ИТАР-ТАСС
Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. Москва, 2018 год. Фотография: Максим Стулов / Ведомости / ИТАР-ТАСС
Инсталляция «Где наше место?». Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» в Новой Третьяковке. Москва, 2018 год. Фотография: Михаил Терещенко / ИТАР-ТАСС
К инсталляции Илья Кабаков написал текст: «Одинокий обитатель этой комнаты, как становится ясно из рассказа его соседа, был обуреваем мечтой о полете в космос в одиночку, и мечту эту — свой «великий проект» — он, по всей вероятности, осуществил».
Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна