16+

Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Комедия
1971
91 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Это один из самых старых детских спектаклей в стране: его премьера состоялась в 1968 году (в соперниках, пожалуй, только «Синяя птица» во МХАТе им. Горького — этому спектаклю почти 100 лет). По словам Александра Ширвиндта, «Малыш и Карлсон» — такая же визитная карточка театра сатиры, как «Турандот» в театре им. Е. Вахтангова.

По легенде, этот знаменитый спектакль режиссер Маргарита Микаэлян поставила по просьбе своего трехлетнего сына: обаятельные и трогательные герои шведской писательницы действительно были необычайно популярны.

Книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» вышла в 1955 году, в 1957-м было опубликовано первое издание этой сказки в СССР, на русский язык ее перевела (а также вторую и третью части, которые вышли в 1960-х годах) Лилианна Лунгина.

Интересно, что театральная версия истории о Малыше и Карлсоне появилась в Советском Союзе даже раньше, чем в Швеции. В стокгольмском Королевском драматическом театре «Карлсона, который живет на крыше» поставили лишь в 1969 году.

Озорной Карлсон и доверчивый Малыш — герои всем известной сказки Астрид Линдгрен. Карлсон очень любит пошалить, а на все последствия шалостей у него есть фирменная отговорка: «Пустяки, дело-то житейское!» Правда, родители Малыша так не считают, но все равно скучать со своим летающим другом ему не приходится. Они стали настоящей командой, которая найдет выход из любой ситуации: однажды предотвращают крупную кражу, но самое главное и сложное их дело — укрощение злой домомучительницы фрекен Бок.

Премьера спектакля прошла в 1968 году, и успех постановки был столь ошеломительным, что вскоре была сделана и телевизионная версия. Роль Карлсона, в которой актер достиг удивительного сплава комедии, эксцентрики с лирикой и драмой, на долгие годы стала визитной карточкой Спартака Мишулина. Со спектаклем «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Мишулин объездил всю Россию, он играл этого персонажа до самой смерти, а это более двух тысяч раз! Кстати, роль «мужчины в самом расцвете сил» была отдана другому актеру. Мишулин же выступал в качестве сорежиссера и репетировал роль жулика. Карлсоном он стал лишь за 20 дней до премьеры.

«Его Карлсон — взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный», — писали критики.

Вот как объяснял сам актер популярность своего персонажа: «Карлсона будут любить, пока не уйдет одиночество, а оно не уйдет, потому что родители хотя и любят своих детей, но в первую очередь думают о материальном. Так вот, пока дети будут чувствовать себя одинокими, они будут верить в Карлсона». Актер увидел своего героя глазами ребенка. Его Карлсон — взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный. Работая над ролью, Мишулин руководствовался фразой режиссера: «Вещи — тлен, главное — человеческие отношения». Так появился грустный, лирический, одинокий Карлсон, который учит удивляться и радоваться жизни, видеть необыкновенное в заурядном и является лучшим другом детей.

Когда спектакль «Малыш и Карлсон» выезжал на гастроли, каждый раз возникала одна маленькая проблема: по сценарию в заключительной части пьесы Карлсон дарит Малышу собаку. Но театрального пса, которого бы актеры возили с собой по разным городам, в труппе не было. Каждый раз приходилось подыскивать нового. То спаниеля, то таксу, то пуделя. А однажды выбрали тойтерьера, который чуть не укусил Карлсона прямо на сцене.

Удивительный вращающийся город, уютный домик Карлсона, примостившийся среди стокгольмских труб, и комнату Малыша с камином и милыми занавесками на окнах придумал художник Борис Мессерер. А песни для этого спектакля написал композитор Андрей Эшпай.

В этом спектакле для детей играли и другие звезды Театра сатиры, причем относились к своим ролям самым серьезным образом. Фрекен Бок сыграла неподражаемая Татьяна Пельтцер, одного их жуликов — Андрей Миронов, а в роли ухажера сестры Малыша выступил Константин Райкин; Михаил Защипин играл Малыша, Наталья Защипина — маму, Полина Казакевич — Астрид, соседскую девочку, Юрий Соковнин — жулика Филле, Елена Мозговая — Бетан, сестру Малыша.

В ролях: Андрей Миронов, Миша Защипин, Спартак Мишулин, Татьяна Пельтцер, Наталья Защипина, Полина Казакевич, Юрий Соковнин, Елена Михеева, Константин Райкин
Режиссеры: Валентин Плучек, Маргарита Микаэлян

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна