Театры

Труффальдино из Ленинграда

Константин Райкин – удивительный человек, который состоялся не только как актер, но и как педагог, художественный руководитель и режиссер. О своих четырех ипостасях рассказывает сам Константин Аркадьевич.

Об актерстве:

«Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия. Когда я в детстве сказал папе, что собираюсь стать артистом, папа устроил для меня маленький экзамен. «Видишь ту клумбу и дорожку? Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти?» – спросил он.

Когда он был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по выражению его лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты я вспоминаю то мгновение, и мне становится легче.

Я учился на так называемом золотом курсе Юрия Катина-Ярцева, откуда вышли Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Владимир Тихонов, Наталья Варлей, Алексей Граббе. После учебы – 10 лет работы в «Современнике». Это был мой любимый театр в то время. За 10 лет я сыграл 38 ролей, 15 – главных.

В родном «Сатириконе» за мной «числятся» замечательные роли: Соланж в «Служанках», Сирано в «Сирано де Бержераке», Джордж в «Там же тогда же...», Грегор Замза в «Превращении», Мэкки Нож в «Трехгрошовой опере», Тестор Тексель в «Косметике врага», моноспектакль «Контрабас» и другие».

«В гостях у меня был гений – Костя Райкин. Когда я расстался с ним, он был мальчуганом, играл вместе с Костей Смирновым в сыщики, а теперь это феноменально стройный, изящный юноша с необыкновенно вдумчивым, выразительным лицом, занят мимикой, создает этюды своим телом: «Я, ветер и зонтик», «Индеец и ягуар», «На Арбате», «В автобусе». Удивительная наблюдательность, каждый дюйм его гибкого, прелестного, сильного тела подчинен тому или иному замыслу – жаль, не было музыки, я сидел очарованный, чувствовал, что в комнате у меня драгоценность. При нем невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу, и, глядя на его движения, я впервые понял, насколько красивее, ладнее, умнее тело юноши, чем тело девицы».
Корней Чуковский, писатель

О режиссуре:

«Режиссура – это наука о том, как сделать, чтобы зрителю было интересно. Я вообще не верю в легкие пути. Если человек умеет легко работать, значит, он эту легкость уже оплатил в какой-то предыдущей работе, значит, что-то уже было оплачено тройной ценой. По-другому не бывает.

Репетиция – очень кровавая пора, бесстыдный, мучительный процесс. Если работа не оплачена мучением, отчаянием, абсолютным ученичеством, в которое обязательно впадаешь, ничего не выйдет. Я люблю разные вещи. Есть разные инструменты, разные пьесы. Я люблю и сцены-шкатулки, и большие полигоны. У человека есть разные струны. И когда кто-то говорит: «Я люблю джаз», я задаю вопрос: «А рок не любишь? А классику?» Я считаю, что нормальный здоровый человек должен любить разные вещи – есть гениальная попса. Нельзя же не любить такие явления, как Майкл Джексон? И это не значит, что в другое мгновение твоей жизни тебе не захочется послушать Бетховена».

Сцена из спектакля «Мир дому твоему» (1987 г.)

О художественном руководстве:

«Внятный успех – это большое количество аплодисментов и понимание в глазах зрителей. Надо сразу учитывать, что театр – камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города.

Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Мой репертуар никогда не был легкомысленным. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, – я вам прочту Мандельштама».

«Костя Райкин всегда был моим любимчиком, и я не скрываю это. Ведь любимчиком становится не тот, кто добрые слова говорит или пальто подает, а тот, кто искренне и страстно относится к своей профессии. Когда Костя сказал, что должен принять на себя «Сатирикон», я все поняла и отпустила его. Хотя он был одним из моих лучших артистов».
Галина Волчек

Моноспектакль «Мои любимые стихи» (2003 г.)

О педагогике:

«С 2001 года я руковожу курсом в школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск актерского факультета курса. Я подготовил новое поколение артистов для «Сатирикона», и именно они играют спектакль «Страна любви» по пьесе «Снегурочка» Александра Островского.

Тут формула такая: интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать».

Проект «Линия жизни. Константин Райкин» на телеканале «Культура» (2003 г.)

Фрагмент статьи Сусанны Альпериной «Сатирик – ОН!», опубликованной в «Российской газете» (2010 г.)

Ольга Сергеевна
Драма
1975
560 мин
Двенадцатая ночь
Театр «Современник»
Драма
1978
153 мин
Мир дому твоему
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Мелодрама
1987
157 мин
Из записок Лопатина
Театр «Современник»
Драма
1975
114 мин
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
Московский академический театр сатиры
Комедия
1971
91 мин
Мы не увидимся с тобой
Театр «Современник»
Драма
1981
112 мин

Смотрите также

Спектакли для отпуска
Яркие, динамичные и лиричные постановки о путешествиях, необычных романах и дерзких авантюрах.
Спектакли Большого
Вспоминаем легендарные постановки театра.