Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Труффальдино из Ленинграда

Константин Райкин – удивительный человек, который состоялся не только как актер, но и как педагог, художественный руководитель и режиссер. О своих четырех ипостасях рассказывает сам Константин Аркадьевич.

Об актерстве:
«Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия. Когда я в детстве сказал папе, что собираюсь стать артистом, папа устроил для меня маленький экзамен. «Видишь ту клумбу и дорожку? Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти?» – спросил он.

Когда он был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по выражению его лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты я вспоминаю то мгновение, и мне становится легче.


Я учился на так называемом золотом курсе Юрия Катина-Ярцева, откуда вышли Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Владимир Тихонов, Наталья Варлей, Алексей Граббе. После учебы – 10 лет работы в «Современнике». Это был мой любимый театр в то время. За 10 лет я сыграл 38 ролей, 15 – главных.

В родном «Сатириконе» за мной «числятся» замечательные роли: Соланж в «Служанках», Сирано в «Сирано де Бержераке», Джордж в «Там же тогда же...», Грегор Замза в «Превращении», Мэкки Нож в «Трехгрошовой опере», Тестор Тексель в «Косметике врага», моноспектакль «Контрабас» и другие».

«В гостях у меня был гений – Костя Райкин. Когда я расстался с ним, он был мальчуганом, играл вместе с Костей Смирновым в сыщики, а теперь это феноменально стройный, изящный юноша с необыкновенно вдумчивым, выразительным лицом, занят мимикой, создает этюды своим телом: «Я, ветер и зонтик», «Индеец и ягуар», «На Арбате», «В автобусе». Удивительная наблюдательность, каждый дюйм его гибкого, прелестного, сильного тела подчинен тому или иному замыслу – жаль, не было музыки, я сидел очарованный, чувствовал, что в комнате у меня драгоценность. При нем невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу, и, глядя на его движения, я впервые понял, насколько красивее, ладнее, умнее тело юноши, чем тело девицы».

Корней Чуковский, писатель


О режиссуре:
«Режиссура – это наука о том, как сделать, чтобы зрителю было интересно. Я вообще не верю в легкие пути. Если человек умеет легко работать, значит, он эту легкость уже оплатил в какой-то предыдущей работе, значит, что-то уже было оплачено тройной ценой. По-другому не бывает.

Репетиция – очень кровавая пора, бесстыдный, мучительный процесс. Если работа не оплачена мучением, отчаянием, абсолютным ученичеством, в которое обязательно впадаешь, ничего не выйдет. Я люблю разные вещи. Есть разные инструменты, разные пьесы. Я люблю и сцены-шкатулки, и большие полигоны. У человека есть разные струны. И когда кто-то говорит: «Я люблю джаз», я задаю вопрос: «А рок не любишь? А классику?» Я считаю, что нормальный здоровый человек должен любить разные вещи – есть гениальная попса. Нельзя же не любить такие явления, как Майкл Джексон? И это не значит, что в другое мгновение твоей жизни тебе не захочется послушать Бетховена».

Сцена из спектакля «Мир дому твоему» (1987 г.)
О художественном руководстве:
«Внятный успех – это большое количество аплодисментов и понимание в глазах зрителей. Надо сразу учитывать, что театр – камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города.


Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Мой репертуар никогда не был легкомысленным. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, – я вам прочту Мандельштама».

«Костя Райкин всегда был моим любимчиком, и я не скрываю это. Ведь любимчиком становится не тот, кто добрые слова говорит или пальто подает, а тот, кто искренне и страстно относится к своей профессии. Когда Костя сказал, что должен принять на себя «Сатирикон», я все поняла и отпустила его. Хотя он был одним из моих лучших артистов».

Галина Волчек


Моноспектакль «Мои любимые стихи» (2003 г.)
О педагогике:
«С 2001 года я руковожу курсом в школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск актерского факультета курса. Я подготовил новое поколение артистов для «Сатирикона», и именно они играют спектакль «Страна любви» по пьесе «Снегурочка» Александра Островского.

Тут формула такая: интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать».

Проект «Линия жизни. Константин Райкин» на телеканале «Культура» (2003 г.)

Фрагмент статьи Сусанны Альпериной «Сатирик – ОН!», опубликованной в «Российской газете» (2010 г.)

  • 1975
  • Драма
  • Александр Прошкин
  • 560 мин
  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1978
  • 153 мин

Театр «Современник»

  • Мелодрама
  • Константин Райкин
  • 1987
  • 157 мин

Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

  • Драма
  • Иосиф Райхельгауз
  • 1975
  • 114 мин

Театр «Современник»

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1971
  • 91 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1981
  • 112 мин

Театр «Современник»

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть