Антитела
Спектакль

Антитела

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Год выхода:
2012
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
105 мин.
В ролях:
Алла Еминцева, Ольга Белинская, Елена Карпова, Владимир Бойков, Александр Муравицкий, Игорь Гоппиков, Александр Передков, Илья Борисов
Режиссёр:
Михаил Патласов

В этом спектакле художественное решение, видеоизображение, рисунок света и звуковая партитура не менее важны, чем актерская работа.

«Когда в организме появляется болезнь, организм начинает вырабатывать антитела, которые начинают бороться. Когда государство и общество больно, в нем тоже появляется такой передовой отряд...»

Эта цитата из спектакля вполне может быть его эпиграфом. Только кто этот «передовой отряд»? «Левые» или «правые»? И есть ли между ними четкое разделение в сегодняшней социальной реалии?

Возможно, спектакль и об этом тоже... Так объемен он по вопросам, восклицательным знакам, многоточиям, что остановиться — вот здесь, та самая «точка» — невозможно. Каждый ставит эту точку сам в силу своего понимания жизни и гражданской позиции...

«Антитела» — это уникальный документальный проект «Балтийского дома». Его нельзя назвать спектаклем в традиционном понимании, скорее это акция, спектакль-дискуссия... В его основе лежит реальная история: 11 ноября 2005 года у магазина «Буквоед», в самом центре Петербурга, на глазах охранника соседнего магазина в драке был убит студент философского факультета, музыкант, антифашист Тимур Качарава. Убили такие же молодые люди, как и он сам... Вскоре после нападения участники были арестованы и осуждены...

Подлинные интервью матери убитого и матери убийцы, подруги Тимура, представителей экстремистских левых и правых молодежных группировок, антифашиста и бывшего фашиста, следователя и того самого охранника легли в основу драматического сценария «Антител».

С нами каждый день на улицах города, деревни, любого населенного пункта, в конце концов, подъезда, где ты живешь, собственной квартиры, может произойти все что угодно. Например, на одном из представлений режиссер спектакля Михаил Патласов начал показ с сообщения, что актера, играющего роль охранника, накануне побили в метро — не за убеждения, не за идею, а просто так. Режиссер сам читал текст этого героя с листа. Очевидцы говорят, что спектакль совершенно от этого не изменился. Он стал только более документальным — «Люди, будьте бдительны! Зло потеряло свои конкретные очертания!»

В спектакле есть очень сильные, напряженные сцены, связанные с монологами матерей убитого и убийцы (их исполняют Алла Еминцева и Ольга Белинская), которые без кома в горле смотреть невозможно. Святая материнская любовь, которая видит все в мире со знаком плюс в отношении своих детей: «Они самые лучшие! Они самые талантливые! Они самые честные! Они ни в чем не виноваты!» Мать всегда слепа, она идет к сыну на свидание в тюрьму и говорит, что он был так рад ей, что они плакали «от счастья», что он выйдет, и все будет хорошо... А сын в камере: «...как я ненавижу ее подачки, двести грамм сыра в передаче» — и так далее.

Не история убийства и не история жизни Тимура (по большому счету это спектакль не о нем) — главная тема спектакля «Антитела», а размышление об образе мыслей и образе жизни тех, кто попал в круг этой истории. Драматический конфликт спектакля строится не на столкновении фашистов и антифашистов, «наших — не наших» (одна из сцен вообще рассказывает о битве между ними как просто об опасной и жесткой, но очень увлекательной подростковой игре). Главная цель — показать, что происходит с молодыми ребятами, почему они выходят на улицу и «так увлекательно» убивают друг друга. Среди монологов, представляющих наивную уличную философию, есть и рассказ об одном подростке, который хотел участвовать в какой-нибудь яркой молодежной группировке, но все не мог решить, к кому прибиться — к фашистам или антифашистам. Ему было все равно. Но потом решил все же к «антифа», потому что они добрые, а фашисты — злые. Хотя (и этого вовсе не скрывают в спектакле) «добрые» подчас оказываются жесткими и даже жестокими уличными акционистами.

Монологи и сцены дробятся, актерские крупные планы многократно тиражируются на видео, сочетание белых интерьеров и идущей на сцене видеозаписи создают иллюзию то ли больничной палаты, то ли следственного эксперимента.

«Следственный эксперимент» с участием всех нас: и актеров, и зрителей — пожалуй, это более точный подзаголовок спектакля «Антитела».

Смотрите также

Клятвенные девы
Драма
2017
81 мин
Старший сын
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
Папа, мама, я и Сталин
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин