Марьино поле

Драма
2010
78 мин
Россия
Начать просмотр
Спектакль

Этот спектакль по пьесе современного драматурга Олега Богаева поставил на сцене театра «Свободное пространство» художественный руководитель орловского коллектива, режиссер Александр Михайлов. Премьера состоялась 8 мая 2010-го года — накануне 65-летия Победы. Героини пьесы и спектакля — столетние вдовы-солдатки, не дождавшиеся мужей с фронта.

«Марьино поле» Богаева предоставляет интерпретаторам богатые возможности — можно поставить эту историю как фантасмагорию, как трагикомедию. Пьеса чрезвычайно востребована, название «Марьино поле» встретишь в афишах карельского, татарстанского, бурятского театров, идет она на сценах Петербурга и Тулы. На афише орловского спектакля жанр обозначен так: «народный сказ». Михайлов нашел «золотое сечение», гармонично сочетал в спектакле сказочно-фантастический и исторический, ностальгический пласты сюжета о приключениях трех деревенских старух.

Кроме столетних Марии, Серафимы и Прасковьи, в далекой российской деревне давно уже никто не живет. Мария собралась помирать и, уж, совсем было попрощалась со своими товарками, как вдруг явился ей муж — такой, каким в последний раз она его видела в 1941-м, и велел вставать, идти на станцию встречать поезд с припозднившимися бойцами. На нем должны прибыть с фронта и мужья соседок — Серафимы и Прасковьи. И все-все, на кого больше полувека назад пришли похоронки. Товарки поначалу отмахиваются от Марии, думают, что та совсем выжила из ума. Но постепенно безумная надежда овладевает всеми тремя старушками, они пускаются в путь — через леса и поля, к далекой станции, на которую должен прийти поезд-призрак с молодыми и любимыми мужьями. Жизнь солдатки прожили тяжеленную, волокли на себе хозяйство, и некогда было вспоминать о далеких моментах счастья. А тут вдруг память как прорвало: захотелось вспомнить, как влюблялись, как жили до войны. Накатило запоздалое бабье желание секретничать с подругами.

Шустрых бабушек на сцене Орловского театра играют Нонна Исаева (Мария), Лариса Леменкова (Серафима), Татьяна Шмелева (Прасковья) — дамы в расцвете лет, ведущие актрисы труппы. «Они не просто органичны и искренни, — отмечает в своей статье орловский журналист Виктор Евграфов. — Они узнаваемы, эти столетние бабули, в длинных сарафанах и платочках — переживают давние конфликты, будто бы возникшие вчера. Игра актрис легка, непринужденна. Смотришь, и веришь тому, что подобных женщин и сегодня можно встретить в заброшенной российской деревеньке, где в ветхих избушках доживают свой век всеми забытые вдовы». На пути героинь возникают самые неожиданные персонажи, своеобразные фантомы их страшного, исковерканного века: Гитлер, Сталин, маршал Жуков, диктор Левитан, человек-гриб — отчаянный инвалид без рук и ног… Кто-то пытается задержать женщин, кто-то, наоборот, помогает сократить путь к станции. Леса и поля, которые преодолевают старухи, это пространство сказки — в ней, естественно, возникают всякие чудища и добрые пособники, а героини идут и идут к своей цели сквозь все преграды. «Нечистая сила» отделена от других персонажей масками. Маска Берии на лице того, кто арестовывает старух посреди леса. Маска Сталина — на том, к кому их препровождают. Карикатурный вождь народов (актер Николай Рожков) приговаривает бабок к расстрелу, но сказочный мир не без добрых людей. Всегда есть противовес злодеям — тут это два бойца из популярного фильма — те, что поют про шаланды, полные кефали (актерам даже подпевает с экрана Марк Бернес). Вместо того, чтобы привести приговор в исполнение, они помогают старушкам продвинуться на пути к станции. «А вот Гриб (Александр Сапожников), наоборот, говорит странницам правду, — описывает эпизод спектакля В. Евграфов. — Их мужья погибли, а многие выжившие превратились в „грибов“, безногих и безруких калек.

Режиссер вместе с молодым исполнителем нашли для Гриба особо доверительную интонацию. Он разговаривает с женщинами не как сказочный леший. Просто, реалистично доносит до своих собеседниц-путешественниц трагические истины». Сон и явь, мечта и горькая реальность переплетены в этом странном произведении, и авторы спектакля сумели соткать из таких разнородных нитей причудливую ткань. Художник Иван Шулык разместил деревенские избушки на крыльях журавлей — деревянные птицы летят над зеленым сценическим полем к голубому небу-заднику. «Деревянные птицы уносят на своих крыльях разрушенные и остывшие домашние очаги, погубленные семьи, — трактует метафору художника журналист Татьяна Ривкинд. — Вдовья драма Марьи и ее подруг вырастает до масштаба вселенского горя — еще со времен поля Куликова». Стол в секунду оборачивается гробом, стоит только поставить его на попа (в начале спектакля в него собирается улечься бабушка Мария). Важный, хоть и бессловесный, персонаж пьесы Богаева — корова бабушки Серафимы. Старушки берут скотинку с собой, и даже запрягают ее в телегу. В спектакле театра «Свободное пространство» и корова, и телега невидимы — актрисам тут пригождается школьный метод «памяти физических действий», когда на сцене надо взаимодействовать с тем, чего нет. Собственно, и поезда в финале пьесы никакого нет, не доходят бабушки до станции. Постановщик Орловского спектакля Александр Михайлов обрывает историю на высокой ноте: зажигается экран, на нем — фотографии, с которых смотрят в зал бойцы, погибшие когда-то в борьбе с фашистами.

Режиссёр: Александр Михайлов
В ролях: Нонна Исаева, Лариса Леменкова, Татьяна Шмелева, Олег Семичев, Николай Рожков, Михаил Артемьев, Дмитрий Литвинцев, Валерия Жилина

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна