Проснись и пой!
Телеспектакль

Проснись и пой!

Московский академический театр сатиры

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Длительность:
97 мин.
Жанр:
Комедия
В ролях:
Георгий Менглет
, Татьяна Пельтцер,
Нина Архипова
,
Борис Кумаритов
,
Нина Корниенко
,
Татьяна Егорова
Режиссёры:
Марк Захаров
,
Надежда Марусалова (Иваненкова)
,
Александр Ширвиндт

Этот знаменитый, солнечный спектакль Театра сатиры был поставлен Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом (для последнего, к слову, он оказался режиссерским дебютом) по одноименной пьесе венгерского драматурга Миклоша Дарфаша и сразу стал настоящим хитом.

При том, что рассказанная в нем история была довольно непритязательной. Дело происходит в небольшом доме в Будапеште, где привычным устоявшимся бытом живет пара преклонных лет — Пишта (Георгий Менглет) и Эржи Орбок (Нина Архипова). Этот самый устоявшийся быт давит на героев своей монотонностью, превращая хорошего, в сущности человека — Пишту — в раздраженное существо, недовольное даже трогательной заботой любящей его жены. Эта же «привычность» и успокоенность заставляет покидать дом и их сына — Дьюлу (Борис Кумаритов), которому уже более чем надоели родительские поучения. И в эту размеренную каждодневную предсказуемость жизни вдруг неожиданно врывается молодая, взрывная, брызжущая энергией Каролла (Нина Корниенко). Эта приехавшая погостить к тете Тони (Татьяна Пельтцер) девушка привозит с собой море оптимизма и позитива — она буквально встряхивает весь этот скучный мирок и вселяет в каждого уверенность в собственных силах, заставляя каждого взглянуть на жизнь иными глазами. Ожила и вспомнила молодость пенсионерка тетя Тони, встрепенулась домохозяйка, стал молодиться почтенный отец семейства, а юноша-сын решил бросить свою будничную буфетчицу (Татьяна Егорова). А в финале, в финале, конечно же, счастливые влюбленные пары — Пишта, вновь открывший красоту и прелесть своей жены и Каролла, с попавшим в поле ее чар Дьюлой.

Все покоряет в этом легком и светлом спектакле. В нем нет сатиры, но есть добрый юмор и теплая ирония, а главное любовь каждого из создателей к своим порой таким недотепистым персонажам.

Очень часто можно услышать, что мастерство актеров проверяется не только (а порой и не столько) на шедеврах мировой драматургии, но, напротив, на подобных комедиях или мелодрамах, чья функция — «разбавить» серьезный репертуар. И именно это артисты Театра сатиры и подтверждают в этой созданной Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом «безделушке», что и по сей день с восторгом смотрят зрители.

Каждая роль — солнечный и яркий бенефис. Трогательный и нежный дуэт актерской супружеской пары Нины Архиповой и Георгия Менглета моментами чуть ли не заставляет прослезиться. Поразительно обаятельны Эржи Архипова и «вылупляющийся» на наших глазах из кокона брюзжания и недовольства в моложавого красавца Пишта Менглета. Они, пожалуй, задают здесь мелодичный и мягкий тон. А их прелестная песенка «Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?» и вовсе на многие годы стала своеобразной визиткой этой замечательной актерской пары.

Хороший и прямодушный, хотя и несколько неповоротливый в своих представлениях о жизни молодой Дьюла. Борис Кумаритов создает здесь очень положительный образ, который, правда, временами, хочется встряхнуть, что, собственно, Каролла и делает.

— Ты видел племянницу тети Тони?

— Конечно, еще вчера.

— И как она тебе?

— Ничего девочка. Со сдвигом.

Каролла... В актрису Нину Корниенко после этой роли в музыкальной комедии влюбилась, кажется, вся театральная Москва. Эта легкомысленная блондинка буквально летала по сцене, пела, танцевала, садилась на шпагат, вовлекая в свой сумасшедший полет унылых и скучных родителей своего жениха. «Проснись и пой» — эти слова в ее исполнении звучали как гимн, как призыв очнуться от того тотального сна, в который погружает нас жизнь. Все возможно — только не спи! В этом была просто бездна любви к жизни: «Попробуй в жизни хоть раз не выпускать улыбку из открытых глаз!»

Ну, и конечно, блистательная тетя Тони. Для Татьяны Пельтцер на долгие годы роль этой активной и жизнерадостной старушки стала настоящим бенефисом. Стремительные проходы тети Тони по сцене, феерические взлеты по лестницам, заразительный темперамент, танцы, песни создавали в зале атмосферу праздника. Не было ни малейшего напряжения, игры в поддавки. Были только безупречный комедийный стиль, вихрь эмоций, очаровательная раскованность и свобода. Кульминацией роли и триумфом актрисы становился монолог о четырех пенсиях, которые она получает от четырех мужей из разных стран. И конечно, в памяти остается этот диалог ее с Кароллой:

— Тетя Тони, если не секрет, сколько песен могло быть для вас заказано?

— Пять. Из всех мужчин лишь пятеро могут песней напомнить мне о нашей былой любви. Пять мужчин — пять песен. Не так уж много по теперешним временам. И учти, девочка, никому из них я не изменяла.

— Ну, если это так, то можно сказать, что вы вели вполне скромный и высоконравственный образ жизни.

— Во всяком случае у многих так называемых порядочных женщин в те времена мужчин было гораздо больше, чем у меня.

И еще несколько слов о музыке Геннадия Гладкова в этом спектакле, которая может стать отдельной темой для разговора. Насыщение постановки музыкой было чуть ли не критическим, а заглавная песня и вовсе стала настоящим хитом. Настолько, что чуть позже ее использовали в фильме «Джентльмены удачи», тем самым сделав любовь к ней уже всенародной.

В подборках

Спектакли для отпуска
Профессия — Ширвиндт
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.