Проснись и пой!
Телеспектакль

Проснись и пой!

Московский академический театр сатиры

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
97 мин.
В ролях:
Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер, Нина Архипова, Борис Кумаритов, Нина Корниенко, Татьяна Егорова
Режиссёры:
Марк Захаров, Надежда Марусалова (Иваненкова), Александр Ширвиндт

Этот знаменитый, солнечный спектакль Театра сатиры был поставлен Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом (для последнего, к слову, он оказался режиссерским дебютом) по одноименной пьесе венгерского драматурга Миклоша Дарфаша и сразу стал настоящим хитом.

При том, что рассказанная в нем история была довольно непритязательной. Дело происходит в небольшом доме в Будапеште, где привычным устоявшимся бытом живет пара преклонных лет — Пишта (Георгий Менглет) и Эржи Орбок (Нина Архипова). Этот самый устоявшийся быт давит на героев своей монотонностью, превращая хорошего, в сущности человека — Пишту — в раздраженное существо, недовольное даже трогательной заботой любящей его жены. Эта же «привычность» и успокоенность заставляет покидать дом и их сына — Дьюлу (Борис Кумаритов), которому уже более чем надоели родительские поучения. И в эту размеренную каждодневную предсказуемость жизни вдруг неожиданно врывается молодая, взрывная, брызжущая энергией Каролла (Нина Корниенко). Эта приехавшая погостить к тете Тони (Татьяна Пельтцер) девушка привозит с собой море оптимизма и позитива — она буквально встряхивает весь этот скучный мирок и вселяет в каждого уверенность в собственных силах, заставляя каждого взглянуть на жизнь иными глазами. Ожила и вспомнила молодость пенсионерка тетя Тони, встрепенулась домохозяйка, стал молодиться почтенный отец семейства, а юноша-сын решил бросить свою будничную буфетчицу (Татьяна Егорова). А в финале, в финале, конечно же, счастливые влюбленные пары — Пишта, вновь открывший красоту и прелесть своей жены и Каролла, с попавшим в поле ее чар Дьюлой.

Все покоряет в этом легком и светлом спектакле. В нем нет сатиры, но есть добрый юмор и теплая ирония, а главное любовь каждого из создателей к своим порой таким недотепистым персонажам.

Очень часто можно услышать, что мастерство актеров проверяется не только (а порой и не столько) на шедеврах мировой драматургии, но, напротив, на подобных комедиях или мелодрамах, чья функция — «разбавить» серьезный репертуар. И именно это артисты Театра сатиры и подтверждают в этой созданной Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом «безделушке», что и по сей день с восторгом смотрят зрители.

Каждая роль — солнечный и яркий бенефис. Трогательный и нежный дуэт актерской супружеской пары Нины Архиповой и Георгия Менглета моментами чуть ли не заставляет прослезиться. Поразительно обаятельны Эржи Архипова и «вылупляющийся» на наших глазах из кокона брюзжания и недовольства в моложавого красавца Пишта Менглета. Они, пожалуй, задают здесь мелодичный и мягкий тон. А их прелестная песенка «Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?» и вовсе на многие годы стала своеобразной визиткой этой замечательной актерской пары.

Хороший и прямодушный, хотя и несколько неповоротливый в своих представлениях о жизни молодой Дьюла. Борис Кумаритов создает здесь очень положительный образ, который, правда, временами, хочется встряхнуть, что, собственно, Каролла и делает.

— Ты видел племянницу тети Тони?

— Конечно, еще вчера.

— И как она тебе?

— Ничего девочка. Со сдвигом.

Каролла... В актрису Нину Корниенко после этой роли в музыкальной комедии влюбилась, кажется, вся театральная Москва. Эта легкомысленная блондинка буквально летала по сцене, пела, танцевала, садилась на шпагат, вовлекая в свой сумасшедший полет унылых и скучных родителей своего жениха. «Проснись и пой» — эти слова в ее исполнении звучали как гимн, как призыв очнуться от того тотального сна, в который погружает нас жизнь. Все возможно — только не спи! В этом была просто бездна любви к жизни: «Попробуй в жизни хоть раз не выпускать улыбку из открытых глаз!»

Ну, и конечно, блистательная тетя Тони. Для Татьяны Пельтцер на долгие годы роль этой активной и жизнерадостной старушки стала настоящим бенефисом. Стремительные проходы тети Тони по сцене, феерические взлеты по лестницам, заразительный темперамент, танцы, песни создавали в зале атмосферу праздника. Не было ни малейшего напряжения, игры в поддавки. Были только безупречный комедийный стиль, вихрь эмоций, очаровательная раскованность и свобода. Кульминацией роли и триумфом актрисы становился монолог о четырех пенсиях, которые она получает от четырех мужей из разных стран. И конечно, в памяти остается этот диалог ее с Кароллой:

— Тетя Тони, если не секрет, сколько песен могло быть для вас заказано?

— Пять. Из всех мужчин лишь пятеро могут песней напомнить мне о нашей былой любви. Пять мужчин — пять песен. Не так уж много по теперешним временам. И учти, девочка, никому из них я не изменяла.

— Ну, если это так, то можно сказать, что вы вели вполне скромный и высоконравственный образ жизни.

— Во всяком случае у многих так называемых порядочных женщин в те времена мужчин было гораздо больше, чем у меня.

И еще несколько слов о музыке Геннадия Гладкова в этом спектакле, которая может стать отдельной темой для разговора. Насыщение постановки музыкой было чуть ли не критическим, а заглавная песня и вовсе стала настоящим хитом. Настолько, что чуть позже ее использовали в фильме «Джентльмены удачи», тем самым сделав любовь к ней уже всенародной.

В подборках

Спектакли для отпуска
Яркие, динамичные и лиричные постановки о путешествиях, необычных романах и дерзких авантюрах.
Профессия — Ширвиндт
Биография Александра Анатольевича и спектакли и фильмы c участием любимого актера.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин