Небесные странники
Спектакль

Небесные странники

Московский государственный театр «Ленком»

Год выхода:
2014
Страна производитель:
Россия
Длительность:
106 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Сергей Дьячковский
,
Александра Захарова
,
Александр Балуев
,
Наталья Заякина
,
Виктор Раков
,
Иван Агапов
,
Анна Якунина
,
Сергей Степанченко
,
Алиса Сапегина
,
Дмитрий Гизбрехт
,
Геннадий Козлов
Режиссёры:
Марк Захаров
,
Сергей Грицай
,
Игорь Фокин

Режиссер Марк Захаров объединил в спектакле «Небесные странники» несколько произведений: комедию «Птицы» древнегреческого писателя Аристофана, повесть «Черный монах», рассказы «Хористка» и «Попрыгунья» Антона Чехова. Захаров объяснил такой сценарный ход тем, что хотел поставить несколько сочинений Чехова и давно интересовался «Птицами» Аристофана. Когда режиссер начал писать сценическую версию спектакля из трагикомических рассказов Чехова, русская классика показалась Захарову логичным продолжением древнегреческой комедии.

Великого русского писателя дразнил хоровод человеческих характеров — смешных, нелепых, злобных, прекрасных, великодушных… Они чем-то напоминали мне фантасмагорическую стаю разноперых птиц, летящих под облаками. Мне, как и английскому кинорежиссеру Хичкоку в его знаменитом фильме, птицы казались не только прекрасными созданиями — в нашу чеховскую фантазию влетело скопище человеческих слабостей, притягательных страхов и даже галлюционарных объектов.
Марк Захаров

Эклектичный спектакль «Небесные странники» оформил художник Алексей Кондратьев. Он придумал простые и геометрические декорации. Черное пространство сцены он поделил на части ломаными рамами-линиями, которые в определенные моменты опускаются сверху и зажигаются яркими цветами. В зависимости от положения и освещения они обозначают то ателье Рябовского, то сад Песоцкого, то дом Дымова.

Важную роль в спектакле играет пластика. Персонажи почти все время находятся в движении, а главные сюжетные линии хореограф Сергей Грицай обозначил танцевальными номерами. Например, Черный монах всегда появляется и исчезает в гипнотическом танце. А начинается постановка с пластической зарисовки: афиняне отправляются искать царя птиц Удода.

В истории театра «Ленком» подобный опыт слияния сюжетов не первый. Марк Захаров уже совмещал несколько произведений в постановке «Варвар и еретик». «Игрока» Федора Достоевского он завершил концовкой из «Трех сестер» Антона Чехова. А в спектакле «Князь» Константин Богомолов объединил «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского и «Смерть в Венеции» Томаса Манна.

В подборках