Показать
Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Каменская...
Драматические

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Сайт:
globus-nsk.ru
Телефон:
Показать

Шекспировский «Глобус» был одним из старейших лондонских театров, а наш — первый стационарный в Новосибирске. Сцену в 1930 году открыли «Тимошкиным рудником» Л. Макарьева. Впрочем, название Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» — дело 1990-х годов.
До 1993-го, когда появилось звучное «Глобус», это был Театр юного зрителя, первым подхвативший традицию ленинградского ТЮЗа, а с 1999 года «Глобус» стал академическим. Покорять тюзовским движением Сибирь из Ленинградского театра юного зрителя (первого такого в стране, учрежденного и руководимого А. Брянцевым) отправились Е. Агаронова, В. Стратилатов, Н. Михайлов и составили костяк новосибирского ТЮЗа. Новых актеров растили в театральной студии — оттуда вышла З. Булгакова.

Сегодняшнее здание с «парусом» — типичный для страны долгострой. В Новосибирске тоже «не сразу все устроилось»: проект этот растянулся почти на 20 лет, и «корабль» был завершен только осенью 1984-го А. Сабировым. Но если отдаться архитектурным ассоциациям — для театра строение символическое, с заложенной в нем динамикой движения — пусть бороздит просторы литературных географий.

В войну театр некоторое время работал в Анжеро-Судженске Кемеровской области, и история его тогда снова переплелась с Ленинградом. Новому ТЮЗу новосибирцы освободили свою площадку. Вопреки военным невзгодам, начало 1940 годов осталось тут знаменательной вехой благодаря мейерхольдовскому ученику П. Цетнеровичу.

Рубеж 1940–1950-х связан с именем адепта мхатовской линии И. Сапожникова, но главное — с усилением театральной труппы: здесь появились Е. Лемешонок, Л. Метелева, из Ленинграда прибыли В. Орлов, А. Гаршина, В. Лелеп, А. Мовчан, В. Кузьмин. Последний, занявший кресло главного режиссера в 1960-х, активно принялся за классику (что прежде не входило в тюзовские традиции) и через Островского, Шекспира, Чехова говорил о самых главных, нестареющих темах. В 1970–1980-е годы здесь работал Л. Белов, с которым в театре связывают публицистическую линию. Но помимо того, при нем в 1985-м рождается лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока, работающих на молодую аудиторию (там, среди других, отметился и Н. Коляда).

Позже художественную политику театра будут определять ученик Г. Товстоногова В. Чернядев и композитор Г. Гоберник, и здесь важно сказать, что было это при директоре М. Ревякиной. Но сперва — небольшая деталь: в «Глобусе» играл будущий режиссер, обладатель «Золотого льва» А. Звягинцев.

Теперь — про Ревякину. Она работала в Новосибирске в 1987–2001 годах, оттуда перешла в чеховский МХАТ, а с 2004-го возглавляет «Золотую маску». При ней началась пора знаменитых режиссеров и новых опытов. Для «Глобуса» ставили В. Фокин, Клим, Б. Морозов, Г. Дитятковский, В. Фильштинский. А еще в конце 1980-х и начале 1990-х театр обзавелся Студией пластики Г. Ерасека и Н. Ерасек и вокальной студией Н. Кирсановой.

Другой проект — «Третья сцена», где артисты «Глобуса» пробуют силы «в роли» режиссеров, — открыл страницу 2000-х. Три первых года эпохи нулевых главным режиссером «Глобуса» проработал А. Галибин, наряду, например, с гоголевскими «Игроками» инсценировавший «Плачевную повесть о Дон Кихоте Ламанчском» или «Царя Максимилиана» Е. Греминой. Сегодня худрук — ученик Л. Хейфеца А. Крикливый, пришедший сюда в 2004-м и ставший у руля театра четыре года спустя. В «Глобусе» он многое успел поставить, и в его послужном списке числятся «Наивно. Sупер» по Э. Лу и «Старосветская любовь» Н. Коляды, он же учредил тут «НЭП» в стихийно набирающем обороты (или уместнее сказать — не сбавляющем их) жанре мюзикла.

«Глобус» живет, продолжая приглядываться к разным режиссерским стилям. В 2002-м «Двойное непостоянство» П. К. Мариво (а вслед за ним «Золотую маску» за лучший спектакль малой формы и спецприз жюри актрисе О. Цинк) принес сюда Д. Черняков, сегодня известный и признанный не только в России, но и в Европе. Здесь охотно работают петербуржцы В. Гурфинкель и Т. Насиров. Работают и московские режиссеры Е. Невежина, М. Брусникина, Н. Чусова, М. Гацалов, за «Август: графство Осейдж» награжденный в 2013-м «Золотой маской» (другую «Маску» Новосибирску добыл поставленный Н. Чусовой мюзикл «Алые паруса» за работу дирижера А. Людмилина).

Есть театры, где большие эпохи и великие имена остались в прошлом, новосибирский не из таких. Напоминающий корабль «Глобус» бороздит просторы театральной вселенной смело, не боясь экспериментов, приглашая режиссеров разных направлений. С худруком А. Крикливым театр отпраздновал 80-летие, оставшись верным первоначальному творческому принципу: если в 1930-х, как говорил Н. Михайлов, руководствовались идеей «каждому возрасту — своя пьеса», в 2010-м курс не изменился: Крикливый объявил «Глобус» «театром для всех поколений». С таким курсом соотносится не только репертуар, где есть и «Три поросенка», и только что поставленная пьеса знаменитой француженки Я. Реза «Art» — но и начавший реализовываться проект «Театр шаговой доступности», задуманный, дабы показывать ориентированные на широкую публику спектакли в спальных районах.

Царь Максимилиан
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
Драма
2002
95 мин
Кроткая
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
Драма
2002
86 мин
Возвращение
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
Драма
2010
106 мин