Забытая мелодия для флейты
Художественные фильмы

Забытая мелодия для флейты

Год выхода:
1987
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
127 мин.
В ролях:
Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Сергей Арцибашев
Режиссёр:
Эльдар Рязанов

Фильм стал одним из первых кинохитов перестройки. Остросатирическое изображение мира чиновников совпало с гражданским пафосом осуждения бюрократизма. Центральный герой картины Филимонов (Леонид Филатов) служит в Главном управлении свободного времени. По чиновничьим меркам он еще молодой, перспективный сотрудник, и ему прочат повышение в ближайшем будущем. Позиции Филимонова сильны еще и потому, что женат он на дочери крупного чиновника (Ирина Купченко).

Только вот осечка вышла — увлекся Филимонов хорошенькой медсестрой из поликлиники при своем управлении… О связи узнали «добрые» товарищи, распространили информацию. И теперь он стоит перед выбором: жить с молодой любимой женщиной (но тогда явно придется искать другую работу, проститься с привилегиями) или вернуться к нелюбимой жене и сделать вид, что ничего не было (в таком случае — кресло начальника управления). Метания Филимонова и составляют основу сюжета фильма.

Несмотря на то что «Мелодию» упрекали в чрезмерной сиюминутности, в поспешной перестроечной лихости, картина не выглядит устаревшей. Прежде всего потому, что она о любви, о внутреннем конфликте человека с самим собой. Это вечные темы, на которые всегда отзывается зрительское сердце. В фильме много броских, эффектных приемов, благодаря которым действие приобретает краски сюрреализма. Но Леонид Филатов играет Филимонова в лучших традициях психологического метода. Невозможно не сочувствовать этому человеку, хотя человек-то так себе... Нерешительный, даже трусливый, при этом — амбициозный. Все началось с того, что Филимонов предал свой талант. В молодости он учился в Консерватории, играл на флейте. Но дал соблазнить себя руководящей работой. Как говорится, коготок увяз — всей птичке пропасть. Отказ от призвания открывает целую череду отказов. И череду компромиссов с собственным «я».

Живая, веселая медсестра Лида (Татьяна Догилева) — словно глоток весеннего воздуха в душной жизни Филимонова. С ней он словно молодеет. Становится равен себе, а не своему чину. Примечательная деталь: влюбившись в Лиду, Филимонов вспоминает про флейту. Извлекает инструмент из запыленного чехла, робко выдувает забытую мелодию. Возвращается к себе прежнему, не скованному многочисленными табу. Лида дается ему как шанс вернуться в человеческую жизнь, но слаб человек… Филимонову страшно потерять статус и связанные с ним жизненные блага. Страшно пережить осуждение жены и ее высокопоставленного отца. Не хотелось бы в одночасье лишится номенклатурных друзей. И Филимонов жертвует Лидой.

Как это всегда бывает в фильмах Эльдара Рязанова, «Мелодия» являет россыпь первоклассных актерских работ. Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Ольга Волкова, Сергей Арцибашев создали галерею ярких образов кабинетных чиновников, ограниченных и развращенных управленцев, которые презирают «обычных» людей и озабочены только способами улучшения своих собственных жизней.

В подборках

Профессия — Ширвиндт
Биография Александра Анатольевича и спектакли и фильмы c участием любимого актера.
Топ-5 киноизменников
«Ты пойдешь к этой горгоне?» — «Не, я к жене».
Топ-10 самых нежелательных киномужей
В реальные мужья таких «героев» лучше не выбирать.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин