Изобразительного исскуства

Благая весть, иль Благовещение

Боттичелли и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Делакруа, Владимир Боровиковский и Василий Суриков. Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Одно из первых изображений датировано III веком, но из столетия в столетие живописцы вновь и вновь обращаются к этой вечной теме. Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой.

Александр Иванов. Благовещение. 1850

Художник, отдавший два десятилетия жизни одной картине. Автор «Явления Христа народу» Александр Иванов — русский живописец, почти всю свою жизнь проработавший в Италии. Изучал Священное Писание, копировал Микеланджело в Сикстинской капелле и на пути к своей главной работе создал целую галерею библейских образов. «Благовещение» Иванова — это прежде всего ослепительный свет, окутавший Деву Марию при явлении архангела. Недоумение, смущение, покорность: «Да будет Мне по слову Твоему».

Владимир Боровиковский. Благовещение. 1810–1820

Признанный портретист Владимир Боровиковский, автор загадочного портрета графини Лопухиной, обращался к теме Благовещения не раз. Художник учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга. Создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни работал лишь над духовными сюжетами. Трепетный образ Девы Марии вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Михаил Нестеров. Благовещение. 1901

Выходец из купеческой семьи, лауреат Сталинской премии Михаил Нестеров всю жизнь создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Потеряв жену, художник с головой окунулся в работу, вписывая в женские образы любимые черты. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Писал его художник во Владимире, Петербурге и Москве. «В нем много христианского», — говорил об этой работе Нестерова Виктор Васнецов.

Василий Суриков. Благовещение. 1914

«Благовещение» Василия Сурикова. Последняя картина художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Константин Юон. День Благовещения. 1922

«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Иоанн Златоуст именовал «началом всех христианских праздников». А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.

Наталья Сюзева. Благовещение. 2009

Птицы, кружащие в небе. Весенняя примета и древняя традиция Благовещения — выпускать в этот день на волю птиц. Старинный красивый обычай, забытый в ХХ веке, стал возрождаться к началу нового столетия. Современной художнице из Пензы Наталье Сюзевой нравится изображать женские образы — хрупкие и нежные. Так и на картине «Благовещение» юная девушка открывает клетку, птица вырывается и взмывает ввысь. Словно душа, что стремится к высокому.

Смотрите также

«Иисус должен быть один совершенно»
Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни.
Библейские картины Айвазовского
Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского.
Всё о Богоматери: шедевры из Новгорода
Взглянем на 5 самых любопытных «Богородиц» Новгородского музея-заповедника.