Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной
Она моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Сталинские премии.
![Вера Мухина. 1950-е годы. Фотография: Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/ac8fe6ee-525d-53b0-aac2-10722ea7b692/t_average/1-jpg.png)
![Вера Мухина. Эскиз костюма гонца к спектаклю Сема Бенелли «Ужин шуток». Московский государственный Камерный театр, Москва. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/b7f908c8-0661-5eef-b185-e6b33f66b530/t_average/3-jpg.png)
![Вера Мухина. Крестьянка. 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/39a0eb6b-8a66-5cf8-98fa-c9fa271cafb7/t_average/2-jpg.png)
1. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна. Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.
2. Медицинская сестра. В годы Первой мировой войны Вера Мухина окончила курсы медсестер и работала в госпитале, где познакомилась с будущим мужем Алексеем Замковым. Когда ее сыну Всеволоду было четыре года, он неудачно упал, после чего заболел костным туберкулезом. Врачи отказались оперировать мальчика. И тогда операцию сделали родители — дома, на обеденном столе. Вера Мухина ассистировала мужу. Всеволод долго восстанавливался, но выздоровел.
3. Любимая модель Веры Мухиной. Алексей Замков постоянно позировал своей жене. В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали). Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Про мужа она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».
4. «Баба» в Ватиканском музее. Вера Мухина отлила фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября. На выставке скульптура получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи. Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее». В 1934 году «Крестьянку» выставляли на XIX Международной выставке в Венеции, после чего она была передана в Ватиканский музей.
Читайте также:
5. Родственница русского Орфея. Вера Мухина была дальней родственницей оперного певца Леонида Собинова. После успеха «Крестьянки» он написал ей в подарок шутливое четверостишие:
На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.
Леонид Собинов
После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».
6. 28 вагонов «Рабочего и колхозницы». Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями — фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы». Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».
![Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» перед Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой. Москва, 1940 год. Фотография: Эммануил Евзерихин / Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/0e8b8c74-23f3-5e0d-9480-62102d5c9ef4/t_average/3-jpg.png)
![Монтаж скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже. 1937 год. Фотография: Российский государственный архив литературы и искусства, Москва](https://cdn.culture.ru/images/60bd1d6c-0646-5cab-b6b5-4fc9fe7ac092/t_average/2-jpg.png)
![Выставка достижений народного хозяйства. Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница». Москва, 1939 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b14f9fda-2fe1-564b-8e30-4a5df7f3e00a/t_average/1-jpg.png)
7. «Руки чешутся написать ее». Когда художник Михаил Нестеров познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать ее…» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Нестеров мог увлеченно работать по четыре-пять часов, а в перерывах Вера Мухина угощала его кофе. Художник писал ее за работой над статуей Борея — северного бога ветра: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!» Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.
8. Граненый стакан и пивная кружка. Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама.
9. Пятикратный лауреат Сталинской премии. Вера Мухина пять раз за 11 лет получала Сталинскую премию «За достижения в области литературы и искусства». Всего эту награду в СССР получили 1706 человек, из них пятикратных лауреатов было всего 22. Среди них — Дмитрий Шостакович, Кукрыниксы, Василий Беляев.
![Памятник композитору Петру Чайковскому работы скульпторов Веры Мухиной, Нины Зеленской и Зинаиды Ивановой. Москва, 1958 год. Фотография: Евгений Кассин, Николай Рахманов / ТАСС](https://cdn.culture.ru/images/d49c91db-c3bb-56c3-9e9d-d6d535adc977/t_average/4-jpg.png)
![Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной (фрагмент). 1940. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/7e3b5057-a763-5cd5-bda1-ced6284a8ef1/t_average/5-jpg.png)
![Вера Мухина. Москва, 1941 год. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва](https://cdn.culture.ru/images/3245d0c1-cc7a-561a-bd08-4217629f1a2e/t_average/6-jpg.png)
10. У Чайковского ноты пропадают. Памятник Петру Чайковскому по проекту Веры Мухиной установили рядом с Московской консерваторией в 1954 году. С ним связана особая примета: студенты верят, что бронзовые ноты с партитуры композитора приносят удачу не только в учебе, но и в музыкальном творчестве. О студенческой легенде узнали реставраторы памятника, когда стали восстанавливать его в 2007 году и недосчитались множества его мелких деталей.
![Что нужно знать о памятнике «Рабочий и колхозница»](https://cdn.culture.ru/images/36424173-0848-59c2-93bd-dc4bfcf28837/t_average/infografika-rab_i_kol-jpg.png)
Автор: Диана Тесленко
Смотрите также