Войти Версия для слабовидящих
Популярное

По пути тутового шелкопряда

Протяженность Великого шелкового пути – 12 тысяч километров, возраст – два тысячелетия, география культурных связей – от Китая до Ближнего Востока, Индии и Европы. Основной маршрут пролегал через Северный Афганистан, Среднюю Азию, Иран, Южный Азербайджан и Армению, Малую Азию и Левант. Другой маршрут шел через территорию, именуемую Центральной Евразией, – Алтай, казахские степи, Нижнее Поволжье, Приуралье, Кавказ, Среднюю Азию и Южную Сибирь.

Великий путь, названный с легкой руки венецианского купца Марко Поло шелковым (шелк в то время считался тканью поистине драгоценной и ценился на вес золота), помогал распространять не только товары, но и предметы искусства, технические новинки и даже религиозные учения.

Великий шелковый путь – место встречи цивилизаций Востока и Запада. Сколь глубоки их взаимные влияния, поможет узнать выставка «Традиционная культура Центральной Евразии: наследие Шелкового пути» в Национальном музее Республики Башкортостан. В экспозиции – более 400 предметов из собрания Российского этнографического музея. Выставка предлагает зрителю совершить собственное небольшое путешествие по знойным барханам Шелкового пути и окунуться в атмосферу караванной торговли, почувствовать себя продавцом или покупателем восточного базара.



Тематически экспозиция поделена на несколько разделов: «Дорога», «Торговля и ремесло», «Властная элита», «Религия», «Костюм». Все вместе они создают единый образ торгово-культурного феномена под названием «Шелковый путь». Традиционно караван верблюдов сопровождали вооруженные конные всадники, охранявшие товар от грабителей. Седла, представленные в экспозиции, не просто сиденья для верховой езды, а предмет престижа, с художественной росписью, инкрустацией из кости или полудрагоценных камней. В качестве вьючного транспорта часто использовали ослов и мулов. Их походное снаряжение – узда, мягкое седло, подпруга и яремная подушка для защиты шеи. Последняя, как правило, была из войлока, покрытого нарядной тканью с украшением в виде раковин каури. Древнейший вид транспорта – двух- или четырехколесная арба, везущая разного рода багаж: вьюки, мешки, футляры и переметные сумы – для каждого вида товара была определенная тара.

Следующая остановка – город или крупные поселения, главные пункты остановок каравана. А в городах – ярмарки и базары, не просто центры торговли, но центры общественной и культурной жизни. Здесь гости музея узнают, что за пределами Кавказа хорошо шли азербайджанские, армянские или дагестанские ковры, что Казань славилась кожаной узорной обувью, головными уборами с золотой вышивкой и ювелирными украшениями, выполненными в техники «бугорчатой» филиграни. В Южной Сибири особым спросом пользовались парча, шелк и хлопок, трубки и кисеты для табака, парадное конское убранство, чай, кораллы, раковины и перламутр для украшения различных изделий.

Великий шелковый путь способствовал развитию государственности и становлению элит разных стран. На выставке – импровизированный походный шатер бухарского эмира с коврами, одеждой и утварью. Сарупо – костюм сановника Бухарского эмирата – включал в себя головной убор, халат и обувь. Его шили из самых дорогих материалов – шелка и бархата. А украшенный золотом так называемый верхний халат принадлежал эмиру и надевался лишь по случаю коронации. Особое место на выставке занимают пояса. Долгое время этот атрибут одежды считался не просто частью костюма, на котором крепилось оружие – сабля или кинжал, а указывал социальный статус его владельца. Камарбанд и тагбанд – парадные пояса, богато украшенные позолотой или серебром.


В продолжение темы костюмов на выставке представлены и другие одеяния народов Центральной Евразии, в основе которых тюркский костюм. Такой костюм для обоих полов имел общую основу – рубаху, штаны, длиннополый халат или короткополый бешмет, пояс, головной убор и обувь. Безусловно, для повседневной жизни использовали ткани поскромнее. Но для праздничных выходов наряды шили из плотного красного шелка – кетени, кстати, собственного производства. Декор такого костюма – золотая вышивка или нашивные украшения – монеты, бляшки, раковины каури. Особенно красивы женские головные уборы тюркских народов: это и чалмы, которые носили узбеки, казахи и киргизы, и тяжелые шлемовидные уборы, которыми украшали головы чуваши и башкиры, и массивные меховые шапки хакасов и якутов.

Монгольский мир на выставке отражен бурятскими и калмыцкими костюмами. Богатый халат из узорчатого шелка с изображением пятипалого дракона, символа императорской власти в Китае, теперь просто указывал на высокий статус своего владельца – бурята. Астраханский же калмык носил бишмит по образцу кавказской черкески – короткополый и приталенный с узкими патронными карманами на груди. А вот женский калмыцкий наряд сохранил традиционные монгольские черты – безрукавку чегдык, которую надевали поверх халата.

Импорт восточных тканей через Кавказ обусловил появление такого элемента женского костюма, как покрывало для волос. Нормы кавказского этикета обязывали носить платки и шали в сочетании с большим количеством металлических украшений.

Традиционные костюмы, представленные на выставке, отражают не только материальную, но и духовную культуру народов Центральной Евразии. В древности главным мировоззрением традиционных восточных обществ был шаманизм. На выставке его олицетворяют атрибуты для камлания: бубен с колотушкой, различные подвески и амулеты. Позднее Шелковый путь принес буддизм в Южную и Восточную Сибирь, христианство на Кавказ, ислам в Среднюю Азию и Поволжье. Указы, подписанные рукой императрицы Елизаветы, а позже – Екатерины II, закрепили за буддизмом и исламом официальный статус этих конфессий и признание на территории России.

Благодарим Национальный музей Республики Башкортостан за предоставленные материалы.
Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть