Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Доброму вору все впору


Любимая присказка купца и мецената Алексея Бахрушина помогла собрать уникальную коллекцию, ставшую основой Театрального музея в Москве. «Там разберемся!» — говорил он, не отказываясь ни от одного подаренного предмета.

А начался музей… с пари. Двоюродный брат в компании молодежи похвастался театральными реликвиями, купленными у антикваров. Алексей возразил, что настоящий коллекционер ищет сам, а не приобретает по случаю. Слово за слово — поспорили, кто соберет больше театральных артефактов. Азартным оказался Бахрушин. Выиграл. И нашел свое призвание, определил судьбу. Погоня за раритетом, почти детективные расследования, бурные торги на блошином рынке, радость обладания особенной вещицей — настоящая страсть на всю жизнь. Собиранием редкостей увлекался и раньше, начинал с Востока, потом «переболел» Наполеоном. Но храм Мельпомены всегда был рядом, неотъемлемой частью жизни, — с шести лет, когда стал завсегдатаем Большого и Малого театров. Пробовал и сам играть на сцене Перловского театрального кружка.

Купцов Бахрушиных, владельцев суконной мануфактуры и кожевенных заводов, в Москве называли профессиональными благотворителями. Меценатство было образом жизни. По обычаю, в конце каждого финансового года выделяли суммы на помощь бедным, больным, учащейся молодежи. Делалось это не напоказ, но все учреждения, открытые на средства семьи, получали купеческое имя. И неприкосновенный вклад в банке, на проценты с которого существовали потом долгие годы. Алексей рано включился в семейное дело, пошел на завод, бросив гимназию. Потом, правда, жалел, что не доучился. С утра и до пяти часов пополудни помогал отцу, вечера отдавал светской жизни. Любил одеваться по моде, даже, как вспоминают современники, с некоторым налетом эксцентричности. «Котелок носил чуть поменьше, чем другие, променадную трость — чуть потолще». Увлекался оперой и балетом, дружил с актерами, перед которыми буквально преклонялся.

22 маленьких запыленных портрета неизвестных лиц в театральных костюмах, купленные за 50 рублей, стали началом коллекции. Рисунки отреставрировали и вставили в общую дубовую раму. Режиссер Малого театра Кондратьев, осмотрев находку, высказал предположение, что на портретах изображены крепостные актеры шереметевского театра в Кускове. И много лет спустя гипотеза подтвердилась. Потомок владельца театра граф Шереметев, осматривая бахрушинское собрание, не мог скрыть удивления: «Откуда это у Вас? Я помню рисунки с детства, они были украдены из Кускова. Портретики сделаны в Париже, по ним шили костюмы для актеров труппы». И вскоре прислал еще несколько работ, случайно не тронутых ворами, — «чтобы не разрознивать коллекцию».

Программы спектаклей, юбилейные адреса, фотографии с автографами, тетрадки с текстами ролей, балетные туфельки, перчатки актрис… Старинные музыкальные инструменты и ноты, рукописи, эскизы, собрание биноклей, дамских вееров… Что только не вошло в коллекцию! В высшем свете посмеивались над увлечением Бахрушина, шутили: можно ли увидеть пуговицы от брюк Мочалова и помочи Щепкина? Кто тогда мог подумать, что подобная «чепуха» в будущем станет уникальным свидетельством развития и истории русского театра? Впервые Алексей Александрович показал собрание друзьям 11 июня 1894 года, а 30 октября организовал в родительском доме выставку для всех желающих, и этот день считал официальной датой основания музея.

Через полгода женился. 19-летняя дочь миллионера-суконщика Вера Носова разделила увлечение мужа. Быстро научилась машинописи, переплетному делу, тиснению по коже, даже резьбе по дереву, что помогало в оформлении витрин. Ее обязанностью стало собирание афиш, газетных и журнальных публикаций. В архиве музея множество картонок с аккуратно наклеенными вырезками, подписанными мелким почерком Веры Васильевны: из какой газеты, за какое число. Повезло купцу Бахрушину с женой, не каждая стерпит, когда деньги на хозяйство приходится буквально «вымогать» у мужа, озабоченного покупкой очередного экспоната. Да и свадебный подарок родителей — участок земли на углу Лужнецкой улицы и Зацепского Вала, где построили особняк, — превратился в хранилище редкостей, постепенно отвоевывая у обитателей дома все новое и новое пространство.

Свою коллекцию Алексей Бахрушин пополнял с величайшим азартом. Разыскивал вещи сам, при помощи друзей, в букинистические и антикварные лавки ходил как на работу. Придумал «дежурные витрины». Когда в гости собирался кто-либо из известных театральных деятелей, сразу же организовывал экспозицию, посвященную творчеству посетителя, но выставлял только пустяковые экспонаты, все ценное прятал. А подводя гостя к витрине, вздыхал: «Вот, к сожалению, всё, что имею о Вас. Даже обидно… Но что поделаешь!» Такой прием действовал безотказно: музей пополнялся новыми экспонатами, подаренными раздосадованным экскурсантом.

Когда собрание стало обширным, владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Будучи гласным думы, предложил передать музей в ведение московского городского самоуправления. Но как вспоминает сын купца Юрий Бахрушин: «Маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. «Что Вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут Вы еще с Вашим! Увольте, Христа ради!..» Отец был в отчаянии: огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным». К счастью, бахрушинским музеем заинтересовалась Академия наук. И в 1913 году состоялся акт передачи.

Театральный музей, созданный Алексеем Бахрушиным, существует и поныне. Располагается, как и прежде, в старом здании, где выставлялись первые экспонаты. Алексей Александрович, несмотря на революционные перемены, оставался на посту директора до конца жизни. Сегодня в собрании — более полутора миллионов единиц хранения. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевших до наших дней. И здесь продолжают дело основателя, по-прежнему собирают всё, что связано с театром. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты, в память о необычном человеке, коллекционере и меценате Алексее Бахрушине.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть