Забытые музы русских поэтов

Легко вспомнить, какие женщины вдохновляли Пушкина, Тютчева, Блока или Маяковского. А кому посвящали свои стихи другие известные поэты? Вспомним прекрасных дам русской литературы вместе с Софьей Багдасаровой.

Гавриил Державин: Пленира и Милена

Владимир Боровиковский. Портрет Дарьи Державиной (фрагмент). 1813. ГТГ
Екатерина Державина. Гравюра Иоганна-Христофа Майра с оригинала Владимира Боровиковского. После 1794. ГМИИ
Владимир Боровиковский. Портрет Гавриила Державина. 1795. ГТГ
Свою первую жену один из главных русских поэтов XVIII века обессмертил под псевдонимом Пленира, от глагола «пленять» (в то время любили подобные эксперименты над именами; имя Светлана так и возникло). Ее отец Яков Бастидон был португальцем, приехавшим в Россию в свите Петра III, он был его любимым камердинером. Мать Екатерины была кормилицей великого князя (будущего Павла I
), то есть обожаемая им невеста
была достаточно простого происхождения, но с большими связями.
Приди ко мне, Пленира,
В блистании луны,
В дыхании эфира,
Во мраке тишины!
1794
Державин
обожал свою темноглазую супругу и посвящал ей множество стихотворений. Увы, в 34-летнем возрасте, после 16 лет брака, она скончалась. Вскоре Державин женился второй раз, на Дарье Дьяковой, но, как говорил сам, для того, чтобы, «оставшись вдовцом, не сделаться распутным», а не по любви. Впрочем, она была родственницей его друга, происходила из сенаторской семьи, была прекрасно образована и хорошо заботилась о пожилом муже. Вторую жену Державин в стихах звал Миленой.

Алексей Ржевский: Смолянки

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1773. ГРМ
Дмитрий Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1776. ГРМ
Дмитрий Левицкий. Портрет Натальи Борщовой. 1776. ГРМ
Вельможа екатерининского времени поэт Алексей Ржевский был вице-директором Академии наук
, президентом Медицинской коллегии и одним из виднейших масонов. Юные девушки Борщова и Нелидова, ученицы Смольного института благородных девиц, вдохновили его на стихотворения, воспевающие их таланты в театральном и вокальном мастерстве. Характерно, что поэт обращается к ним по фамилиям — так, как это было принято в стенах института.
Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла;
Хоть ролю ты себе противну представляла,
Но тем и более искусство ты являла,
Что нежность лет и пол умела претворить
И несогласность ту искусству покорить.
Всем зрителям своим ты делая забаву,
Приобрела себе хвалу, и честь, и славу.
1773
Портреты Борщовой и Нелидовой (будущей фаворитки Павла I
) в столь восхитивших Ржевского ролях написаны Дмитрием Левицким и входят в его знаменитую серию «смолянок».
В этом же цикле — портрет девушки с арфой — Глафиры Алымовой, с которой Ржевский позже венчался. История их женитьбы полна драматизма: Глафире покровительствовал могущественный, но старый Иван Бецкой. Он представляя дело как отеческое покровительство, поселил юную красавицу в своем доме, отваживал от нее всех поклонников и исподволь добивался взаимности. Когда Алымова все-таки решила выйти замуж за молодого Ржевского, то Бецкой уговаривал ее сказать «нет» прямо перед алтарем. Под его нажимом молодожены поселились в петербургском доме Бецкого, но в итоге от «заботливого внимания» старика сбежали в провинциальную Москву.

Иван Долгоруков: Безумная из-за любви

Дмитрий Левицкий. Портрет Ивана Долгорукова. 1782. Государственный Киевский музей русского искусства
Жан Франсуа Жанине. Нина, или Безумная из-за любви. 1787. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Жан-Луи Вуаль. Портрет Евгении Долгоруковой. 1789. ГМИИ
Поэт, владимирский губернатор князь Иван Долгоруков прославился как автор мемуарной книги «Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был разных отношениях в течение моей жизни» (настоящей энциклопедии всех образованных людей XVIII века). А еще он тоже был женат на выпускнице Смольного института.
Его супруга Евгения Смирнова была бедной сироткой, дочерью капитана, убитого Пугачевым. По милости императрицы Екатерины она попала в Смольный, а потом ко двору, где и встретила своего блестящего жениха. Долгоруков именовал ее в стихах псевдонимом — редким для того времени именем Нина.
Без затей, в простом обряде,
Дома с Ниной жить мне — рай;
С нею в поле иль во граде
Мне любезен всякий край.
С ней убожества не знаю;
Всё по мне и всё на нрав.
Нина тут — я не скучаю;
Нины нет — и нет забав!
1790-е
Долгорукова заслужила это прозвание тем же способом, что Борщова и Нелидова портреты и стихи, — сыграв на сцене. Это была заглавная роль в комической опере-буфф Николя Далейрака «Нина, или Безумная из-за любви». Существовал даже портрет Долгоруковой в этой роли. Брак был счастливым, Евгения родила 10 детей
, но в 33 года скончалась от туберкулеза.

Константин Батюшков: Память сердца

Николай Уткин. Портрет Константина Батюшкова. 1815
Орест Кипренский. И.А. Крылов и А.Ф. Фурман в Приютине
Орест Кипренский. Портрет Анны Фурман. 1815-1816. ГРМ
Единственная возлюбленная Батюшкова, известная по имени — Анна Фурман. Она была воспитанницей президента Академии художеств Алексея Оленина и росла вместе с его дочерью, знаменитой Анной Олениной (музой Пушкина
). Кроме Батюшкова в нее был сильно влюблен Николай Гнедич, а старик Державин называл ее своей любимицей и любил сидеть с ней рядом на обедах.
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальней.
1815
Батюшков посватался к ней, предложение было принято, и даже назначена дата свадьбы. Но вдруг поэт, у которого уже замечали первые признаки надвигающейся душевной болезни
, сбегает в свое имение. Он затем оправдывался, что в ней не увидел «полного ответа на свое чувство, а увидел скорее покорность пред решением других лиц». Впрочем, вскоре Батюшков окончательно помутится рассудком, так что причина побега, наверное, была иной.
Ее покровитель Оленин предложит бесприданнице Анне брак с влюбленным в нее Гнедичем, но та в ужасе откажется — этот одноглазый поэт, по ее мнению, стар и уродлив. В итоге она уедет в Дерпт к отцу и выйдет за немца, старшину купеческой гильдии, а когда тот разорится, станет главной воспитательницей Петербургского воспитательного дома
.

Афанасий Фет: Елена Ларина

Фридрих Гюнтер Мебиус. Мария Петровна Фет. 1858. ГЛМ
Афанасий Фет. 1890-е. ГЛМ
Николай Рачков. Портрет Афанасия Фета. 1880-е
В своих воспоминаниях «Ранние годы моей жизни» Фет
пишет о возлюбленной, называя ее «Елена Ларина», но на самом деле ее имя — Мария Козьминична Лазич. От отца-серба, бедного херсонского помещика, ей достался большой рост и необычайно роскошные черные волосы. Они с Фетом любили друг друга несколько лет, однако браком дело не кончилось. «У ней ничего, и у меня ничего». Вскоре после окончательного разрыва она погибла: легла на диван в белом кисейном платье почитать французский роман, закурила папироску, а спичку бросила на пол, решив, что та потухла. В результате Мария страшно обгорела и умерла после четырех дней мучений.
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокой,
Еще горит в моей крови.
1887
Трагедия произошла в 1850 году, но долго после этого Фет продолжал писать стихи, вдохновленные памятью о возлюбленной. Женился он поздно, на некрасивой, но доброй и весьма обеспеченной Марии Боткиной.

Осип Мандельштам: Соломинка

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Саломеи Андрониковой. 1925. ГРМ
Осип Мандельштам. 1910-е
Зинаида Серебрякова. Портрет С.Н. Андрониковой-Гальперн. 1924. Музей изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили, Тбилиси
Саломея Андроникова происходила из грузинского рода Андроникашвили и была одной из самых красивых женщин литературного Петербурга до революции. Сама она, впрочем, ничего не сочиняла, зато поэтов вдохновила множество — Георгия Иванова
, Анну Ахматову
, Илью Зданевича, Сергея Рафаловича. И конечно, Мандельштама
, который был сильно в нее влюблен.
Дочь Андроника Комнена,
Византийской славы дочь!
Помоги мне в эту ночь
Солнце выручить из плена,
Помоги мне пышность тлена
Стройной песнью превозмочь,
Дочь Андроника Комнена,
Византийской славы дочь!
Привязанность эта, видимо, была безответной. После революции Андроникова оказалась в эмиграции, причем жила весьма обеспеченно и даже помогала деньгами другим русским, в частности давала деньги Марине Цветаевой
. Также она помогла Зинаиде Серебряковой уехать из Советской России. А Мандельштам по любви женился на Надежде Хазиной.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна